18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Матье Дельдик: «Мы будем проводить по три выставки графики в год, чего не делает даже Лувр»

№50
Материал из газеты

Хранитель французской усадьбы Шантийи и Музея Конде заехал в Москву, чтобы забрать архитектурный альбом Павла I с завершившейся выставки в Музее архитектуры и рассказать об открытии кабинета графики в Шантийи. Выставка приурочена к Салону рисунка в Париже, который пройдет с 22 по 27 марта

Справка

Матье Дельдик
Хранитель поместья Шантийи и Музея Конде

В 2012 году стал победителем конкурса Национального института наследия Франции. С 2013 по 2015 год — куратор национальных замков и дворцов Франции, проходил стажировки в Лувре и Музее Средневековья Парижа, Британском музее в Лондоне, Чикагском институте искусств. С 2015 года куратор отдела декоративно-прикладного искусства и живописи XV–XVI веков Музея Конде. Куратор выставки «Великий Конде — соперник „короля-солнца“ Людовика XIV». Автор статей о французской архитектуре и садово-парковом искусстве.

Еще…

Вы приехали в Россию, чтобы забрать из Музея архитектуры «Альбом графа Северного», подарок принца Конде своему другу, будущему российскому императору Павлу I в 1782 году. При каких обстоятельствах альбом снова оказался во Франции и как возникла идея показать его на выставке в Москве?

Существует фраза: «Король Людовик XVI принимал графа Северного по-дружески, а принц Конде — по-королевски». О приеме в Шантийи Павла, скрывавшегося под именем граф Северный, говорили, будто бы в тот момент Франция показала все, на что была способна. Три дня не прекращались празднества. А перед отъездом будущего российского императора принц Людовик-Жозеф вручил ему подарок — альбом с гравюрами дворца, парка, садов и павильонов Шантийи, который позже станет основой при строительстве в России Гатчинского дворца. Но не только. По образу Шантийи был построен Михайловский дворец, а также созданы парковые ансамбли Павловска, поэтому мы не могли не показать его в России. Более века альбом находился здесь, но в 1930 году советское правительство решило его продать. По чудесному стечению обстоятельств он оказался на исторической родине.

Откуда возникла мода на подобные альбомы?

В конце XVIII века такие альбомы были очень востребованны. Это были своего рода дневники важнейших событий в рисунках. Самые известные из них — альбомы Трианона, которые Мария-Антуанетта дарила знатным посетителям Версаля. Причем художники часто не подписывались в них, потому что тогда такие альбомы не считались произведениями искусства, но были просто подарками.

Скоро во Франции открывается главная в Европе ярмарка графики — Салон рисунка. Каким образом Музей Конде будет участвовать в нем?

Наш музей располагает одной из крупнейших во Франции коллекций рисунка. Это более 3 тыс. экспонатов, включая самые громкие имена: Дюрер, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс. Многие шедевры из нее до сих пор не демонстрировались публике. Салон рисунка — одно из важнейших культурных событий во Франции, ради которого в Париж съезжается огромное количество ценителей графики. Поэтому мы решили приурочить к нему открытие нашего кабинета графики. В экспозицию в пяти залах войдут ранние работы Микеланджело, работы Пармиджанино разных периодов, от ангелов до мадонн, большая коллекция Фра Бартоломео, Рафаэля — одним словом, целый срез итальянской графики от классического Ренессанса до маньеризма. В будущем мы планируем проводить по три выставки графики в год, чего не делает даже Лувр. Первой нашей выставкой, которая откроется 24 марта, будет «Беллини, Микеланджело, Пармиджанино. Расцвет Ренессанса».

Расскажите о самом Музее Конде. Как он возник и как формировалась его коллекция?

Музей образовался в Большом замке поместья Шантийи, который был разрушен после Реставрации, но вновь отстроен в 1835 году герцогом Омальским. Сын последнего короля Франции Луи-Филиппа, страстный коллекционер, он разыскивал и приобретал художественные произведения, принадлежавшие его предкам, но разбросанные в силу различных обстоятельств по Европе. В свое время владельцами замка были крупнейшие семьи Франции, включая Монморанси и принцев Конде — кузенов королей, поэтому в собрании находятся настоящие сокровища. Помимо 30 тыс. старинных книг, среди которых Библия Гутенберга и знаменитый Часослов герцога Беррийского XV века, здесь собрана редкая коллекция фарфора, множество гравюр и потрясающая живопись, в том числе самая большая коллекция портретов эпохи французского Ренессанса. У нас хранятся «Симонетта Веспуччи» Пьеро ди Козимо, «Три грации» Рафаэля, а также автопортрет Жана Огюста Энгра и его «Венера». Добавлю, что, кроме замка, в котором расположился музей, поместье включает в себя живописный парк со знаменитым ипподромом, возникшим в «галантный век». Каждый год там проходят скачки, на которые собирается весь цвет Франции. И все это в 25 минутах езды от Парижа.

Какие у Музея Конде планы? Какие выставки ожидают зрителей?

В сентябре мы откроем выставку, посвященную графике Никола Пуссена. Но главным событием сезона станет выставка вокруг полотна Пуссена «Избиение младенцев». В экспозицию войдут работы Фрэнсиса Бэкона и Пабло Пикассо. Для Шантийи это будет первым опытом внедрения модернистского искусства в его стены. Будет даже несколько современных художников, которые создадут произведения специально к этой выставке.

И кто же был инициатором такого новаторского для усадьбы проекта?

Идея принадлежит трем кураторам: главному хранителю Шантийи Николь Гарнье, экс-директору Лувра Пьеру Розенбергу и хранителю Музея Пикассо Лорану Ле Бону.

Что можно посмотреть в усадьбе, помимо кабинета графики и музея в замке?

В поместье проводятся экскурсии по историческим интерьерам. Второе интересное направление — залы с живописью из коллекции герцога Омальского. Сейчас мы занимаемся реставрацией его частных апартаментов, которые никогда раньше не показывали. Кстати, когда герцог завещал замок и свою коллекцию Франции, он приказал, чтобы предметы искусства никогда не покидали пределов усадьбы, поэтому их можно увидеть только у нас.

В замке мне очень нравятся две всемирно известные комнаты Сенжери. Они посвящены обезьянам и расписаны их изображениями. Обезьянки играют в людей, а люди — в обезьян. Во Франции XVIII века это животное ассоциировалось с человеком. Есть, например, рисунок, изображающий принца Конде со всеми его регалиями в образе обезьяны. Или картинка его супруги за туалетом в образе обезьяны. Все это демонстрировало, что любой человек должен относиться к себе с самоиронией. Забавно, но в это же время в Германии подобные вещи считались вопиющими и никто не мог себе такого позволить.

Бесконечно много можно рассказывать о парковых постройках Шантийи. Знаменитый Театральный зал, в котором открывался задник сцены, чтобы показать зрителям спектаклей грот Фетиды. «Деревушка», Амо (франц. hameau — «деревушка»), и примыкающий к ней англо-китайский сад, отражающий культ сельской жизни. Внутри сельские домики были роскошно обставлены, а обедали в них, сидя на лжепеньках. Сказалось увлечение Жан-Жаком Руссо, который пропагандировал возвращение к природе. Позже Мария-Антуанетта создала подобные домики в Версале.

Два раза в год у нас проходит фестиваль лучших садоводов мира. И знали ли вы, что родина знаменитого десерта — взбитых сливок — Шантийи? Здесь в «деревушке» можно попробовать лучшие десерты.

Поделитесь, с какими трудностями приходится сталкиваться хранителю коллекции.

Не будем забывать, что у нас все-таки не классический музей, а замок. Условия для хранения произведений искусства там невероятно сложные. К тому же, мы не являемся национальным музеем Франции, поэтому у нас есть два управляющих: это Институт Франции и частный фонд. Мы не получаем дотаций от государства и должны находить финансовую поддержку сами. Но в то же время у нас гораздо больше свободы, мы можем проводить реставрации, когда захотим.

Как вам удалось стать хранителем крупнейшей после Лувра коллекции графики в 27 лет?

Я хранитель Музея Конде уже три с половиной года. Расскажу, как проходило назначение. Был специальный конкурс Национального института наследия Франции, и молодые специалисты тоже могли принимать в нем участие. Я просто прошел конкурс. Тогда мне было 24 года, но это был уже мой второй важный пост. Раньше я работал в Министерстве культуры, курировал замки и поместья Франции, принадлежащие государству.

Салон рисунка и Неделя рисунка пройдут в Париже с 22 по 27 марта. С расписанием ярмарки, выставок и симпозиумов можно ознакомиться на официальном сайте Salon du Dessin.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+