Все грани творческого простодушия

Давид Бурлюк. Корабль в порту. 1930. Холст, масло. 25,5 х 29 Московский музей современного искусства
Давид Бурлюк. Корабль в порту. 1930. Холст, масло. 25,5 х 29 Московский музей современного искусства

Наивное искусство давно перестало считаться маргинальным явлением, но серьезные масштабные проекты ему по-прежнему посвящают нечасто. На этот раз Московский музей современного искусства подготовил внушительную выставку из 500 работ c конца XIX до начала XXI века из собственного собрания, Музея русского лубка и наивного искусства, а также частных коллекций. Проект — часть Московского международного фестиваля «Фестнаив», который с 2004 года занимается популяризацией наива «как одного из самых глубоких и одновременно простых для восприятия явлений современного искусства». В экспозиции два раздела. В первом под названием «Простецы vs мудрецы» художники-любители встанут в один ряд с профессионалами, так или иначе испытавшими влияние наива. На примере последних зрителям покажут, как «признанное» искусство обращалось к аутсайдерскому, подпитываясь его образностью и языком.

Среди «мудрецов» — авангардисты Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Роберт Фальк, концептуалисты Сергей Ануфриев и Илья Кабаков, и даже основатель Новой академии Тимур Новиков. Рядом — работы наивных художников, то есть «простецов», получивших признание: хорвата Ивана Генералича, грузина Нико Пиросмани, француза Анри Руссо. Из отечественных самородков сюда включены Елена Волкова, Павел ­Леонов и Катя Медведева. Есть там и художники, которых невозможно с уверенностью отнести ни к «мудрецам», ни к «простецам». Как, например, Натта Конышева, формально профессиональный художник, но по духу близкий наиву. Старшему поколению примитивистов наследует вторая часть выставки — «Сотворение мира» с графикой, живописью и скульптурой современных наи­вистов из России и еще восьми стран ближнего и дальнего зарубежья. Их работы прошли конкурсный отбор в различных номина­циях.

Московский музей современного искусства
Наив, но и…
2 февраля – 1 мая

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+