18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Битва за прекрасное

№50
Материал из газеты

Музейная жизнь меняется вместе со страной: основы выставочного бума последних лет лежат на перекрестке социокультурной ситуации и логики развития главных российских институций

Развитие дворов и общественных пространств

Бум благоустройства, охвативший Москву, добрался и до музеев. Крупнейшие из них конкурируют за посетителей с городскими парками, скверами, кафе. Благоустроенные дворы уже есть у Музея Москвы, Московского музея современного искусства (ММОМА), Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева. Свой двор на Крымском Валу обновила Государственная Третьяковская галерея. Летом столичные власти утвердили проект благоустройства территории вокруг Политехнического музея на Лубянской площади. Концепция архитектурного бюро Wowhaus предлагает перед входом в музей озелененный амфитеатр и объединение Никольской, Рождественки, Мясницкой, Маросейки и Покровки в единую пешеходную зону.

Образовательные программы

Каждый уважающий себя музей сегодня имеет образовательную программу: лекции, мастер-классы, детские занятия. Музей современного искусства «Гараж» славится своим «Арт-экспериментом» для детей и родителей. В Музее-мастерской Д.А.Налбандяна (входит в Музейно-выставочное объединение «Манеж») запустили «Обучение планшетной грамоте» пенсионеров. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина разместил на своем YouTu­be-канале видеогид для глухих и слабослышащих. ММОМА открыл «Московский Арт Клуб» (МАК), где можно непосредственно пообщаться с художниками и искусствоведами. А Третьяковка начала пропагандировать свою коллекцию ХХ века на Крымском Валу вместе с Московским метрополитеном: по Кольцевой линии запущен яркий поезд с наглядным конспектом основных вех в истории искусства ХХ века и создан сайт «Интенсив 20», где за полчаса можно узнать главное о русском авангарде. По прогнозам музея, в этот проект до мая 2017 года волей-неволей будет вовлечено 15 млн человек.

Нападения на выставки

Борьба за неприкосновенность «духовных скреп» стала новой российской традицией последних лет. Но если в начале 2010-х под удар попадали действительно провокационные экспозиции, затрагивающие религиозные («Духовная брань» в Москве и Icons в Санкт-Петербурге) и политические темы («Добро пожаловать в Сочи-2014» в Перми) темы, то сейчас в зону риска попадает практически любое кураторское высказывание. Так, главным скандалом 2015 года стал разгром активистами православного движения «Божья воля» Дмитрия Цорионова (Энтео) выставки «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже. Были повреждены четыре работы Вадима Сидура (1924–1986), ущерб составил свыше 1 млн руб. Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении погромщиков, а Следственный комитет утроил проверку самой выставки по статье 282 Уголовного кодекса РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Осенью 2016 года Центр фотографии им. братьев Люмьер в Москве закрыл выставку американского классика Джока Стерджеса «Без смущения», безосновательно обвиненную блогером Еленой Миро и детским омбудсменом Анной Кузнецовой в педофилии. Месяц спустя петербургские зоозащитники и депутаты потребовали закрыть выставку Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты» в Государственном Эрмитаже. Музей обвинили в пропаганде жестокого обращения с животными и запустили в Сети хештег #позорэрмитажу. Минкульт предпочел дистанцироваться от конфликта, заявив, что не считает нужным вмешиваться в выставочную политику музея.

Музейные сувениры

Магазины с сувенирами — такая же часть музейной культуры, как гиды, смотрители и буфетный кофе с пирожным. В России музейные лавки с приличным ассортиментом все еще можно пересчитать по пальцам. Самым большим спросом в них пользуются фирменные сувениры с изображением знаковых музейных экспонатов вроде платков по мотивам «Демона» Михаила Врубеля или «Лунной ночи на Капри» Ивана Айвазовского, продающихся в магазине ГТГ. Этой осенью здесь можно было купить авторские реплики скульптур Леонида Сокова, выпущенные ограниченным тиражом к его выставке «Незабываемые встречи», а также очень популярные последние пару лет значки с классикой русского авангарда («Черный квадрат», «Женщина с граблями», «На сенокосе» Казимира Малевича) от Heart of Moscow.

Обменные выставки

Обменные выставочные блокбастеры, моментально выстраивающие вокруг музеев многочасовые очереди, — еще одна характерная черта последней пятилетки. Главные хиты отчетного периода — «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» в Третьяковке, «Древнее искусство провинции Шаньси» в Государственном историческом музее — пока посвящены старому искусству, но, судя по огромному числу зрителей, останавливаться на этом наши музеи не станут. Также важным событием культурной жизни стали привозные сольные экспозиции Тициана, Караваджо и Рафаэля из итальянских собраний в ГМИИ им. Пушкина.

Современные авторы в классическом музее

Большие академические музеи в России всего за несколько лет совершили тихую революцию, впустив в свои залы актуальное искусство. Увереннее всего в эту сторону движется Государственный Эрмитаж: в 2014 году в Главном штабе прошла Европейская биеннале современного искусства Manifesta под кураторством Каспера Кёнига, а нынешней осенью знаменитому бельгийцу Яну Фабру отдали залы фламандской живописи. Третьяковская галерея пустила в экспозицию ХХ века соцартиста Леонида Сокова. ГМИИ им. Пушкина, и до этого эпизодически показывавший современных мастеров, теперь сделал это традицией (за последние годы в главном здании музея можно было увидеть выставки Вима Дельвуа, Ирины Наховой, Виктора Пивоварова, Александра Пономарева) и пошел еще дальше, создав отдел кино- и медиа­искусства, который представляет в усадьбе князей Голицыных эффектные мультимедийные проекты под общим названием «Дом впечатлений». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+