«Щелкунчик» в Париже

№50, февраль 2017
№50
Материал из газеты

Выставка работ Михаила Шемякина, посвященная знаменитому балету, прошла во Франции

Образ из балета Щелкунчик, серия Уходящие гости
Образ из балета Щелкунчик, серия Уходящие гости

Приуроченная к Рождеству и новогодним праздникам экспозиция разместилась в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли. Здесь можно было увидеть эскизы костюмов и декораций ко всемирно известному балету, а также созданные по мотивам «Щелкунчика» скульптуры, ювелирные изделия и фарфор.

Новая веха в истории многочисленных постановок балета «Щелкунчик» на ведущих мировых сценах началась в 1999 году, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предложил Михаилу Шемякину сделать новый спектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана на музыку Петра Чайковского. В результате художник не только создал эскизы декораций и костюмов, но и стал автором самой постановки в Мариинке 2001 года. Опираясь на либретто и сценарный план балетмейстера Мариуса Петипа, Шемякин придумал новый мир с элементами гротеска, странностями и перевоплощениями. Персонажей «Щелкунчика» художник облачил в невероятные костюмы и поместил в сказочный, фантастичный декор, где каждая деталь, каждый элемент были продуманы, внимательно отобраны мастером.
Сам художник признавался, что вдохновение он черпал в музыке Чайковского: «Новая интерпретация (Гергиева. — TANR) раскрыла для меня всю мощь этого предсмертного произведения великого композитора, мощь, которая теряется в традиционных постановках, зачастую сводящихся к детским утренникам».

По словам Михаила Шемякина, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух, а также соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского; и в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое».

Михаил Шемякин подготовил огромное количество эскизов костюмов и декораций, зарисовок к балету, мизансцен, движений персонажей, по которым работал хореограф Кирилл Симонов. Позже по этим эскизам художник создал трехмерные изображения персонажей в дереве и полистироле, а также ювелирные изделия и фарфоровые фигурки, ряд которых был представлен на парижской выставке. В частности, в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли можно было увидеть коллекцию авторских украшений из драгоценных камней, металла и цветной эмали по мотивам произведений Шемякина, выпущенную художником совместно с ювелирным домом Sasonko.

Специально к премьере коллекции, состоявшейся осенью 2016 года, ювелирный дом открыл авторские салоны художника в Москве и Санкт-Петербурге. На выставке также была показана скульптура Михаила Шемякина из фарфора, выполненная в мастерских легендарного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+