18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Щелкунчик» в Париже

№50
Материал из газеты

Выставка работ Михаила Шемякина, посвященная знаменитому балету, прошла во Франции

Приуроченная к Рождеству и новогодним праздникам экспозиция разместилась в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли. Здесь можно было увидеть эскизы костюмов и декораций ко всемирно известному балету, а также созданные по мотивам «Щелкунчика» скульптуры, ювелирные изделия и фарфор.

Новая веха в истории многочисленных постановок балета «Щелкунчик» на ведущих мировых сценах началась в 1999 году, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев предложил Михаилу Шемякину сделать новый спектакль по мотивам сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана на музыку Петра Чайковского. В результате художник не только создал эскизы декораций и костюмов, но и стал автором самой постановки в Мариинке 2001 года. Опираясь на либретто и сценарный план балетмейстера Мариуса Петипа, Шемякин придумал новый мир с элементами гротеска, странностями и перевоплощениями. Персонажей «Щелкунчика» художник облачил в невероятные костюмы и поместил в сказочный, фантастичный декор, где каждая деталь, каждый элемент были продуманы, внимательно отобраны мастером.
Сам художник признавался, что вдохновение он черпал в музыке Чайковского: «Новая интерпретация (Гергиева. — TANR) раскрыла для меня всю мощь этого предсмертного произведения великого композитора, мощь, которая теряется в традиционных постановках, зачастую сводящихся к детским утренникам».

По словам Михаила Шемякина, «задача новой постановки „Щелкунчика“ — вернуть сказке гофмановский дух, а также соединить изобразительную часть с музыкальным драматизмом Чайковского; и в чем-то воскресить оригинальное либретто Петипа, со временем искаженное и подзабытое».

Михаил Шемякин подготовил огромное количество эскизов костюмов и декораций, зарисовок к балету, мизансцен, движений персонажей, по которым работал хореограф Кирилл Симонов. Позже по этим эскизам художник создал трехмерные изображения персонажей в дереве и полистироле, а также ювелирные изделия и фарфоровые фигурки, ряд которых был представлен на парижской выставке. В частности, в Российском духовно-культурном центре на набережной Бранли можно было увидеть коллекцию авторских украшений из драгоценных камней, металла и цветной эмали по мотивам произведений Шемякина, выпущенную художником совместно с ювелирным домом Sasonko.

Специально к премьере коллекции, состоявшейся осенью 2016 года, ювелирный дом открыл авторские салоны художника в Москве и Санкт-Петербурге. На выставке также была показана скульптура Михаила Шемякина из фарфора, выполненная в мастерских легендарного Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+