18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Сейчас время агитплакатов, а не картин, время баррикад...

Украинские художники-активисты объявили бойкот главной арт-площадке Киева, «Мыстецькому Арсеналу», и II Киевской биеннале. Вместо того чтобы заниматься искусством, они предпочли выйти на Майдан и поддержать страну в нелегкое для нее время.

На Украине продолжался «Евромайдан» — сиквел «оранжевой революции». На этот раз причиной выхода людей на улицу стало решение президента Виктора Януковича не подписывать договор об ассоциации Украины с Евросоюзом. В 2004 году протестная акция породила социальнокритическое искусство, в частности группу Р. Э. П., которая тогда приправила политику своей креативной эстетикой. «Сейчас нам было бы несколько странно и наивно возвращаться к практикам почти десятилетней давности, — сказала одна из участниц группы Леся Хоменко. — Конечно, мы сейчас тоже изготавливаем транспаранты. Но сегодня я лишь подкидываю идеи транспарантов на Майдан и наблюдаю, как он использует их под свои нужды, находит им место». Неизвестно, чем обернется Майдан для разрываемой внутренними конфликтами украинской арт-сцены. В июле 2013 года Наталья Заболотная, директор главной артплощадки Киева, «Мыстецького Арсенала», уничтожила работу для выставки Великое и величественное. Мурал Владимира Кузнецова Колиивщина: Страшный суд, роспись на стене Арсенала, был замазан черной краской за день до открытия выставки. Художник попытался изобразить свой взгляд на ситуацию в стране в стилистике знаменитой картины Босха: коррумпированные милиционеры и судьи, продажные священники и депутаты горят в котле адского пламени. Заболотная объяснила свой поступок тем, что работа не вписывается в контекст вы ставки. Художественное сообщество увидело в этом жесте акт цензуры. Куратор Александр Соловьев уволился, а ряд художников объявили «Мыстецькому Арсеналу» и предстоящей биеннале бойкот. «Позиция бойкотирующих не меняется, — ответил нам Никита Кадан. — Надо помнить, что Арсенал остается репрезентативной государственной институцией, а непосредственной причиной цензуры стала вовлеченность музея во властно-клерикальную пропаганду. Выставку Великое и величественное Наталья Заболотная «зачистила», именно готовя ее к посещению Януковичем и иерархами православной церкви Московского патриархата». Для пострадавшего автора уничтоженной картины Владимира Кузнецова участие в «Евромайдане» подкреплено последовательной политической позицией: «Некоторые художники активно солидаризируются с Майданом, рисуют протестные лозунги, пламенно выступают против репрессивной системы и в то же время свободно позволяют себе выставляться в Арсенале. А ведь директор этой госинституции так и не признала факта цензуры». Большинство сходится на том, что пора действовать. «Сейчас время агитплакатов, а не картин, время баррикад, а не инсталляций, — говорит акционист Александр Володарский. — Художник может либо превратиться в активиста, либо отойти в сторону».

То же самое очевидно и для Николая Ридного («Критически мыслящие художники и граждане относятся к протестам с определенной дистанцией, но не сидя дома»), и для ставшего уже галерейным стрит-артиста Саши Курмаза (Гомера) («Быть здесь и сейчас, делать все от себя возможное: вести агитацию, составлять и распространять, освещать и защищать, бороться и самоорганизовываться!»). Похоже даже, что сегодня не художники вдохновляют народный протест, а он сам вдохновляет художников. «Рояль, играющий в захваченной мэрии, новогодняя елка, отчасти разобранная на баррикады, ставшая платформой для агитации, даже глупое и бессмысленное разрушение памятников и попытки обывателей отколоть себе кусочек Ленина — все это в какой-то мере живые художественные акты, которые еще не расставлены по галереям», — говорит Володарский. «Баррикады, которые активисты соорудили из конструкций от «йолки», — это действительно шедевр!» — считает Хоменко. Что касается прогнозов, то если Леся Хоменко не думает, что Майдан принципиально что-нибудь изменит, «почва для трансформаций в искусстве была заложена еще до этих последних событий», то Ридный уверен, что искусство после Майдана станет «еще более социально и политически ангажированным». Есть и позитивный настрой. «Под влиянием протестов ситуация обновляется, возникают политика, конфликты, речь и мысль. И возможно, кто-то, ктораньше сохранял нейтралитет, теперь найдет в себе силы не поддерживать цензуру и пропаганду нынешнего режима», — предполагает Никита Кадан. Своим взглядом на «Евромайдан» поделился и известный противник радикальных жестов Александр Ройтбурд: «Сам Майдан я считаю потрясающим артефактом, прививкой реальности, заставившей иначе посмотреть на актуальные, радикальные и протестные процессы. Этот выброс энергии не может пройти бесследно для искусства. «Не протестное» искусство на Майдане представлено может быть серьезнее, чем протестное. Некоторые вполне камерные художники отстаивают ночные дозоры без всякого пиара». - Анна Ландихова

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
Выставка «Журнал красивой жизни» посвящена «России, которую мы потеряли», только вместо хруста французской булки — Бакст, Коровин и Фешин
20.06.2024
Образы дореволюционной дольче вита проявили в Музее русского импрессионизма
3
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
4
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
В Музее Москвы идет выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Мы поговорили с ее сокуратором Надеждой Плунгян о создании этого и других проектов, написании книг, а также об особенностях восприятия гендера в России сегодня
17.06.2024
Надежда Плунгян: «Наши москвички — женщины отважные, и одновременно у них очень тяжелый личный опыт»
5
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских
19.06.2024
Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Третья ярмарка искусства 1703 открылась в Санкт-Петербурге. Более 40 галерей представляют разные направления современного искусства и векторы коллекционирования — от академической живописи до фиджитал-арта и дизайна
06.06.2024
Картины-фьючерсы, золотое метахранилище и заведомые шедевры: что интересного на ярмарке 1703
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+