Московская биеннале современного искусства возвращается в Манеж

Куратором основного проекта, который пройдет в ЦВЗ «Манеж», станет Юко Хасегава, а темой биеннале, которая откроется 15 сентября, — «Заоблачные леса»

Courtesy of Yuko Hasegawa
Courtesy of Yuko Hasegawa
Справка

Справка

Московская биеннале современного искусства была учреждена в 2003 году при поддержке Министерства культуры РФ, первая выставка состоялась в 2005 году. В мае прошлого года биеннале покинул ее комиссар Иосиф Бакштейн, занимавший эту должность с 2007 года. Затем последовала реорганизация, завершившаяся созданием нового оператора биеннале — Художественного фонда «Московская биеннале». Его президентом стала Юлия Музыкантская, а соучредителем выступил совладелец галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин. Он занимается продюсированием, логистикой и организацией основного проекта. Также был сформирован экспертный совет биеннале, куда вошли Михаил Пиотровский, Ольга Свиблова, Зельфира Трегулова, Михаил Миндлин. В задачи совета входит выбор куратора основного проекта и отбор выставок для специальной и параллельной программ. Совет возглавил Семен Михайловский.

Еще…

Юко Хасегава, главный куратор Музея современного искусства в Токио, дважды входила в список 100 самых влиятельных людей в мире искусства по версии ArtReview — в 2014 и 2015 годах. В разные годы она была художественным руководителем 7-й Биеннале в Стамбуле (2001), сокуратором 4-й Шанхайской биеннале (2002), комиссаром японского павильона на 50-й Венецианской биеннале (2003), сокуратором 29-й Биеннале в Сан-Паулу (2010) и куратором Биеннале в Шардже (2013). Председатель экспертного совета Московской биеннале Семен Михайловский рассказал, что процесс выбора куратора начался еще в октябре с 15 фамилий, в конце осталось 3 кандидата — из США, Европы и Японии. Юко Хасегава была выбрана 18 голосами из 20. По мнению Михайловского, «куратор из Японии не может сделать некрасивую выставку». «Что японцы умеют, так это организовывать пространство. Кроме того, у куратора есть большой организационный опыт. Я думаю, мы увидим много художников из Японии, из Китая и, конечно, из других стран», — поделился своими ожиданиями Михайловский.

Как отметила сама Юко Хасегава, Москва — важное место и с точки зрения геополитики, и с точки зрения культуры, поскольку город находится на пересечении Востока и Запада. «Когда я работаю в городе, я стараюсь не только сделать что-то красивое, но и поработать с контекстом, и привнести новое сообщение», — заявила куратор.

Также она остановилась на концепции выставки — «Заоблачные леса». По словам Юко Хасегавы, «сейчас художники ищут новый язык, основываясь на среде, и леса являются метафорой земли, по которой они ходят, их культурных корней, повседневной жизни, откуда они черпают вдохновение». «Наряду с этим лесом, культурным пространством, появилось новое пространство облака, благодаря появлению Интернета, где люди общаются без ограничений, где происходит обмен информацией. Эта циркуляция между лесом и облаком порождает новые связи, новые феномены, когда люди создают произведения с помощью примитивных медиа, которыми потом могут поделиться в облаке со всем остальным миром. Первоочередной вопрос состоит в том, что вокруг нас, что происходит с нашей средой и каким образом культура может помочь нам ощутить окружающий мир», — поделилась куратор своим видением ситуации.

В рамках биеннале готовится совместная с Государственной Третьяковской галереей образовательная программа. Директор музея Зельфира Трегулова рассказала, что одна из главных задач этой программы состоит в том, чтобы показать, что «все великое в искусстве является прорывом, новаторством, вызывающим иногда активное неприятие». Цикл из 20 лекций, разработанный старшим научным сотрудником Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Екатериной Кочетковой и заведующим отделом новейших течений Третьяковской галереи Кириллом Светляковым, начнется 18 февраля и завершится в конце года.

Президент Художественного фонда «Московская биеннале» Юлия Музыкантская сообщила, что для первичного отбора участников биеннале фондом совместно с Государственным институтом искусствознания запущена собственная программа исследования российского современного искусства, ее возглавила Екатерина Бобринская. Художники также могут быть представлены одним из членов экспертного совета или же организациями, внесенными в список на сайте фонда. Кроме того, для потенциальных участников предусмотрена процедура самовыдвижения. С 1 февраля по 10 марта соответствующую заявку можно оставить на сайте проекта «Старт». Вопрос об участии в параллельной программе (заявки от институций также нужно успеть подать до 10 марта) с этого года будет решаться экспертным советом биеннале. Навигация по параллельной программе с единой системой аудиогидов будет организована совместно с Yandex.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+