Топ-10 музейных приобретений 2016 года

В прошлом году новые экспонаты музеи получали в дар, покупали за собственные деньги, а также прибегали к краудфандингу, чтобы собрать с миру по нитке на пополнение коллекций

В 2016 году мировые музеи самоотверженно боролись за новые экспонаты в аукционных залах и на переговорах с частными коллекционерами. Они стремились заполучить классические образцы искусства от признанных мастеров и расширить свои собрания за счет еще не ставших каноническими работ. Мы составили свой список самых важных приобретений года, в который вошли дом «с опытом работы в Голливуде», коллекция латиноамериканского модернизма и один из превосходнейших портретов английского Ренессанса.


Хуан Меле (Аргентина). «Несимметричная рама № 2». 1946. COURTESY OF THE MUSEUM OF MODERN ART, NEW YORK
Хуан Меле (Аргентина). «Несимметричная рама № 2». 1946. COURTESY OF THE MUSEUM OF MODERN ART, NEW YORK

Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк

Коллекция латиноамериканского искусства

Получив в дар от Патриcии Фелпс де Сиснерос и Густава Сиснероса 102 произведения аргентинских, бразильских, венесуэльских и уругвайских художников, MoMA укрепил свой статус ведущего центра по изучению искусства Латинской Америки. Супруги-меценаты также профинансировали создание исследовательского института латиноамериканского искусства при музее.


Ателье вон Бер. «Руки». 1930-е. NMPFT/ROYAL PHOTOGRAPHIC SOCIETY/SCIENCE & SOCIETY PICTURE LIBRARY
Ателье вон Бер. «Руки». 1930-е. NMPFT/ROYAL PHOTOGRAPHIC SOCIETY/SCIENCE & SOCIETY PICTURE LIBRARY

Музей Виктории и Альберта, Лондон

Коллекция Королевского фотографического общества

Передача более 400 тыс. фотографий из Национального музея медиа (NMM) в Брадфорде Музею Виктории и Альберта вызвала противоречивую реакцию. В число переданных экспонатов вошли ранние дагеротипы, альбомы и фотоаппараты, многие из которых относятся к коллекции Королевского фотографического общества. Несмотря на заявления о том, что передача позволит «создать одну из самых выдающихся коллекций, посвященных искусству фотографии», местные политики называют это «культурным грабежом» Брадфорда.


Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I. Около 1590. COURTESY OF ROYAL MUSEUMS GREENWICH
Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I. Около 1590. COURTESY OF ROYAL MUSEUMS GREENWICH

Королевские музеи, Гринвич

Портрет Елизаветы I

Королевским музеям Гринвича удалось приобрести портрет Елизаветы I (ок. 1590) c помощью публичной кампании по сбору средств, которая принесла £10,3 млн. Написанная неизвестным художником в честь разгрома Англией испанской Непобедимой армады, картина считается шедевром английского Ренессанса. Теперь она экспонируется в недавно отреставрированном Квинс-Хаусе, построенном на месте дворца, в котором родилась Елизавета I.


Интерьер дома Гольдштейна. Фото: Том Фергюсон (TOM FERGUSON)
Интерьер дома Гольдштейна.
Фото: Том Фергюсон (TOM FERGUSON)

Художественный музей округа Лос-Анджелес

Дом Джеймса Гольдштейна

Модернистское здание неподалеку от Беверли-Хиллз, построенное в 1963 году по проекту Джона Лотнера, стало первым архитектурным объектом, вошедшим в коллекцию Художественного музея округа Лос-Анджелес. Принадлежащий сегодня эксцентричному миллионеру Джеймсу Гольдштейну дом появляется в фильме братьев Коэн 1988 года «Большой Лебовски». Дом вместе со всем содержимым, а также пожертвование в размере $17 млн поступят в распоряжение музея после смерти Гольдштейна.


Орацио Джентилески. «Даная». 1621. COURTESY OF THE J. PAUL GETTY MUSEUM
Орацио Джентилески. «Даная». 1621. COURTESY OF THE J. PAUL GETTY MUSEUM

Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес

«Даная» Орацио Джентилески

Музей Дж. Пола Гетти заплатил рекордные $30,5 млн за барочное полотно, изображающее Зевса, проникшего в виде дождя из золотых монет в спальню дочери аргосского царя Данаи. Еще одна работа из триптиха Орацио Джентилески, «Лот и его дочери» (1622), находится в музейной коллекции с 1988 года. Воссоединение полотен «не только имеет смысл с искусствоведческой точки зрения, но и усиливает визуальный эффект обеих работ», считает директор музея Тимоти Поттс.


Коллекция Доротеи и Конрада Фишер в Дюссельдорфе. Courtesy of KUNSTSAMMLUNG NRW; PHOTO: ACHIM KUKULIES
Коллекция Доротеи и Конрада Фишер в Дюссельдорфе. Courtesy of KUNSTSAMMLUNG NRW; PHOTO: ACHIM KUKULIES

Художественное собрание земли Северный Рейн — Вестфалия, Дюссельдорф

Минимализм и концептуальное искусство

Государственные музеи Дюссельдорфа вели переговоры о приобретении коллекции Доротеи и Конрада Фишер с 2009 года, и вот наконец эта полупокупка-полударение осуществилась. Благодаря этой коллекции, насчитывающей более 200 произведений таких художников, как Дэн Флавин, Брюс Науман, Сол Левитт и других, музей существенно расширит свои фонды американской послевоенной живописи, концептуализма и минимализма.


Эдуар Вюйар. «Гуляющие девушки». Около 1891. COURTESY OF THE MUSÉE D’ORSAY
Эдуар Вюйар. «Гуляющие девушки». Около 1891. COURTESY OF THE MUSÉE D’ORSAY

Музей Орсе, Париж

Коллекция постимпрессионизма

Американские коллекционеры Марлен и Спенсер Хейс подарили музею около 600 произведений постимпрессионистов, в числе которых Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и Одилон Редон. Это самый значительный дар музею от зарубежных коллекционеров с 1945 года. Музей Орсе пообещал, что будет экспонировать всю коллекцию целиком в специально отведенной для нее галерее.


Фра Анджелико. «Богоматерь с гранатом». COURTESY OF THE MUSEO NACIONAL DEL PRADO
Фра Анджелико. «Богоматерь с гранатом». COURTESY OF THE MUSEO NACIONAL DEL PRADO

Музей Прадо, Мадрид

«Богоматерь с гранатом» Фра Анджелико

Стремясь расширить свою коллекцию живописи эпохи Раннего Возрождения, Прадо приобрел у 19-го герцога Альба де Тормеса «Богоматерь с гранатом» Фра Анджелико — одно из величайших произведений этого знаменитого флорентийского живописца среди тех, что принадлежат частным владельцам. Кроме того, испанский аристократ подарил музею еще одну ренессансную работу, недавно также атрибуированную Фра Анджелико.


Александр Косолапов. «Малевич-Мальборо». 1985. Триптих. COURTESY OF VLADIMIR POTANIN FOUNDATION
Александр Косолапов. «Малевич-Мальборо». 1985. Триптих. COURTESY OF VLADIMIR POTANIN FOUNDATION

Центр Помпиду, Париж

Русское искусство ХХ века

Центр Помпиду получил в дар более 250 произведений советских и российских художников второй половины ХХ века. В роли дарителей выступили наследники, фонд миллиардера Владимира Потанина и другие частные коллекционеры. По словам куратора музея Николя Луччи-Гутникова, это приобретение поможет заполнить пробелы на «карте международного концептуализма» Центра Помпиду.


Эдвард Хоппер. «Дорога и деревья». 1962. COURTESY OF THE PHILADELPHIA MUSEUM OF ART
Эдвард Хоппер. «Дорога и деревья». 1962. COURTESY OF THE PHILADELPHIA MUSEUM OF ART

Филадельфийский художественный музей

Передача по завещанию коллекции американского искусства

Покойный филантроп и коллекционер Дэниел У. Дитрих II завещал музею более 50 произведений американского искусства, в том числе работы Сая Твомбли, Филиппа Густона и Агнес Мартин, а также $10 млн на поддержку программ, связанных с современным искусством. В частности, «Дорога и деревья» (1962) стала первым живописным произведением американского художника Эдварда Хоппера в собственности музея и дополнила его графические работы в музейной коллекции.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+