Музей, где все продается

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Ярмарка искусства BRAFA, по стендам которой можно проследить мировую историю искусства за четыре тысячелетия, пройдет с 21 по 29 января в Брюсселе

О ярмарке

Среди европейских ярмарок искусства BRAFA (Brussels Art Fair) — одна из старейших. За 60 лет она прошла путь от национального события до одного из лидеров международного рынка, представляющего все существующие области коллекционирования. В очередном выпуске BRAFA принимают участие 132 галереи из 16 стран, по стендам которых можно проследить мировую историю искусства за четыре тысячелетия. Здесь есть и античная скульптура, и живопись старых мастеров, и старинная мебель, и комиксы, и африканские маски, и модернистское и современное искусство. Это музей, в котором все продается, а за качеством и аутен­тичностью предметов следит комиссия из более чем 100 экспертов.

Специальный гость BRAFA Хулио Ле Парк. "Поверхность-цвет". Серия 23, №°14.11. 1970–2012
Специальный гость BRAFA Хулио Ле Парк. "Поверхность-цвет". Серия 23, №°14.11. 1970–2012

Почетный гость

По сложившейся традиции каждый год BRAFA приглашает почетного гостя. Обычно им становится музей, фонд или организация, которая создает в пространстве ярмарки оригинальную выставку. В этом году BRAFA чествует художника — живого классика, пионера кинетического искусства аргентинца Хулио Ле Парка.

Через полтора года ему исполнится 90, а мировой успех настиг его еще полвека назад: в 1966 году он получил Гран-при
33-й Венецианской биеннале. Ле Парк экспериментировал с цветом, светом, движущимися объектами, чтобы привлечь зрителя к взаимодействию с произведением.

Четыре крупномасштабные работы Хулио Ле Парка разных лет включены в оформление пространства BRAFA. «Непрерывный мобиль» 1963 года будет встречать посетителей у входа, в центре разместится холст «Поверхность-цвет», две большие цветные сферы украсят аллеи.

Полезная информация

Ярмарка проходит в комплексе Tour & Taxis, памятнике индустриальной архитектуры начала ХХ века площадью 15,4 тыс. кв. м.

Для людей с ограниченными возможностями в гардеробе можно получить инвалидные кресла или зарезервировать их заранее по телефону +32 (0) 2 513 48 31 либо по электронной почте info@brafa.be, указав дату и время прибытия.
Официальные партнеры BRAFA — отель Le Plaza (www.leplaza-brussels.be, Adolphe Maxlaan 118–126, 1000) и отель Amigo
(www.grandluxuryhotels.com/hotel/hotel-amigo, 1–3 Rue de l’Amigo) — предоставляют гостям ярмарки специальные условия.
Подробную информацию о входных билетах, акциях транспортных партнеров, экскурсионных турах и ежедневной лекционной программе BRAFA Art Talks, подготовленной совместно с Фондом короля Бодуэна, можно получить на обновленном сайте www.brafa.ru.
Адрес: avenue du Port 86 C|B — 1000 Брюссель
21–29 января 2017 года — с 11 до 19 часов
Позднее открытие:
26 января — до 22 часов

Николя Бюфф. Ваза Сон Полифила. 2016. Севрская мануфактура
Николя Бюфф. Ваза Сон Полифила. 2016. Севрская мануфактура

Специально для BRAFA

На ярмарке ожидается несколько премьер: галеристы впервые покажут новые работы современных художников или специально подобранные тематические экспозиции. Севрская фарфоровая мануфактура представит вазы, расписанные Николя Бюффом, Филиппом Коне и Бартелеми Тогуо. Галерея Guy Pieters покажет новые работы своих подопечных (в прошлом году хитом были мраморы Яна Фабра из серии Sacrum Cerebrum). На стенде председателя BRAFA Харольда т’Кинта де Роденбеке можно увидеть графику и живопись бельгийского сюрреалиста Поля Дельво. А галерея современного искусства Meessen De Clercq продемонстрирует концептуальную экспозицию, темой которой станут части тела в различных художественных вариациях.

Русский след

BRAFA активно привлекает коллекционеров со всего мира, но особое внимание уделяется сейчас Швейцарии и России. Идею поддерживают и галереи, охотно выставляющие предметы русского происхождения. У галереи Perrin заслуживают внимания крупные парные вазы синего стекла на мраморных постаментах, выполненные в конце XVIII века на Императорском стеклянном заводе.

Ян Фабр. Что одному несчастье — другому шоколад. Панцири жуков, дерево. 2012. Галерея Jamar
Ян Фабр. Что одному несчастье — другому шоколад. Панцири жуков, дерево. 2012. Галерея Jamar

Парижская галерея Clara Scremini, ведущий мировой эксперт в области стекла, представит скульптуры Марии Кошенковой, чей дебют на ярмарке в прошлом году имел огромный успех. Мюнхенская Brenske специализируется на греческих и русских иконах. На стенде среди прочего будет небольшой Спас оплечный, написанный в XVI веке.

Традиционно на стендах много эмигрантов из бывшей Российской империи: «Жених и невеста в цирке» Марка Шагала (Boulakia) и мраморный «Поэт» Осипа Цадкина (Fleury), живопись Николя де Сталя (Bailly), Сержа Полякова (Lancz) и Хаима Сутина (Taménaga).

Живопись

Полвека назад коллекционеры приезжали в Брюссель в поисках живописи старых фламандцев и голландцев. Теперь же старых мастеров теснят модернисты, послевоенное искусство и современники. У российско-швейцарской Kunstberatung — классический натюрморт с устрицами и вином фламандца Давида Рейкарта II. Шедевры ХХ века — «Силуэт» Жоржа Брака и «Кубок с золотыми рыбками» Жана Метценже — на стенде парижской галереи Hélène Bailly. На BRAFA хорошо изучать бельгийскую живопись последнего столетия. Кроме мировых знаменитостей Поля Дельво (Harold t’Kint de Roodenbeke) и Рене Магритта (Stern Pissarro), стоит обратить внимание на латемскую школу, представленную галереей Oscar De Vos. Главный герой современной бельгийской арт-сцены, безусловно, Ян Фабр. Его панно из панцирей жуков с ироничным названием «Что одному несчастье — другому шоколад» привезет галерея Jamar из Антверпена.

Жорж Реми (Эрже). Реклама CHICOREE PACHA. Тушь, гуашь, подпись «Hergé 1935». Галерея Belgian Fine Comic Stri
Жорж Реми (Эрже). Реклама CHICOREE PACHA. Тушь, гуашь, подпись «Hergé 1935». Галерея Belgian Fine Comic Stri

Графика

Графику — изысканный и более доступный по стоимости раздел коллекционирования — ценят и опытные, и начинающие собиратели. Подлинный раритет представит Бельгийская профессиональная палата в области старинных и современных книг — рукописное письмо Магритта журналисту Gazette de Charleroi, ставшее его последним интервью. Еще один свидетель истории — карандашный портрет Джейми Уайета, выполненный Энди Уорхолом (Galerie des Modernes). Обязательный для Бельгии (и постоянно растущий в цене) раздел графики — оригиналы Эрже к знаменитым комиксам на стенде Belgian Fine Comic Strip.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство

BRAFA — рай для любителей скульптуры и прикладного искусства. Здесь и идеальная для интерьера композиция «Два молодых леопарда» Рембрандта Бугатти (Galerie de la Béraudière), и знаковая для современного искусства крупноформатная бронза Ван Ду (Albert Baronian). Украсят классический интерьер большие ампирные канделябры с летящими cлавами, выпущенные из мастерской Томира, лучшего бронзовщика наполеоновской эпохи (Burzio). В компанию к ним подойдут каминные часы-скелетон, украшенные еще одним выдающимся мастером рубежа XVIII–XIX веков — эмальером Жозефом Кото (La Pendulerie). Павильон керамики предложит пару ваз-морожениц из сервиза 1805 года парижской мануфактуры Dagoty. Роскошные французские и бельгийские шпалеры XVI–XVII веков представлены у Королевской мануфактуры De Wit.

Адам Вейсвейлер. Геридон. Красное дерево, позолоченная бронза, мрамор. Париж. Конец XVIII в. Галерея Perri
Адам Вейсвейлер. Геридон. Красное дерево, позолоченная бронза, мрамор. Париж. Конец XVIII в. Галерея Perri

Старинная мебель

Антикварная мебель придает интерьеру подлинный шарм. На BRAFA легко можно встретить музейные образцы. Например, у парных столиков-геридонов Адама Вейсвейлера, выдающегося краснодеревщика эпохи Людовика XVI (Perrin), есть «близнец» в собрании Эрмитажа. Небольшой «стол казначея» середины XVII века, инкрустированный медью, латунью и черепашьим панцирем (Berger), приписывается Пьеру Голю — голландцу, работавшему в Париже при дворе Людовика XIV и изготавливавшему мебель для королевских покоев.

Из более поздних предметов XIX века русскому глазу особенно приятны бюро и парные консоли из ясеня в Couvent des Ursulines, специализирующейся на времени правления Карла Х (1824–1830).

Искусство Африки и Океании и археология

Традиционно два сильнейших раздела BRAFA — археология и искусство народов Африки и Океании. Один из наиболее любопытных предметов — деревянный музыкальный инструмент типа свирели затейливой формы, сделанный в XIX веке мастером племени мангбету в Конго (Bernard Dulon). Заслуживает внимания фигура предка в человеческий рост одного из племен Папуа — Новой Гвинеи (Claes). Безусловный раритет — миниатюрная, всего 10 см высотой, голова фараона в немесе (головном уборе, служившем символом власти) с бараньими рогами на стенде David Ghezelbash Archéologie, датированная эпохой Птолемеев (330–30 годы до н.э.).

Голова фараона в немесе. Египет. 330–30 до н.э. Галерея David Ghezelbash Archéologie
Голова фараона в немесе. Египет. 330–30 до н.э. Галерея David Ghezelbash Archéologie

Ювелирные изделия

Ювелирный раздел на BRAFA невелик, но акцент в нем сделан на уникальность и историческую ценность предметов. Один из выдающихся образцов у галереи Epoque Fine Jewels — украшение для корсажа, сделанное около 1900 года двумя знаменитыми мастерами ар-нуво — художником Альфонсом Мухой и ювелиром Жоржем Фуке. Еще один участник — ювелирный дом Leysen, официальный поставщик бельгийского королевского двора. На его стенде стоит обратить внимание на колье и серьги с белыми и ярко-желтыми бриллиантами. Парижская галерея Martel-Greiner отличается тем, что представляет украшения, придуманные художниками и скульпторами (Поль Бюри, Алисия Пенальба), и оригинальные творения ювелиров (Жан Вандом).

Дизайн ХХ века

Жан Дюнан. Cтолик. Черный лак, подписанный. Париж, ок. 1921. Галерея Mathivet
Жан Дюнан. Cтолик. Черный лак, подписанный. Париж, ок. 1921. Галерея Mathivet

Один из самых сильных разделов на BRAFA, представляющий прихотливую историю дизайна от ар-деко сквозь весь ХХ век. Наиболее оригинальный стенд традиционно принадлежит Акселю Вервордту, который наглядно показывает, как сочетать эпохи и традиции: в его пространстве легко уживаются древнеегипетская маска саркофага и кресло бразильского дизайнера-самоучки Жозе Занина Кальдаса. Чистое ар-деко — лаковый столик на изогнутых ножках Жана Дюнана (Mathivet). Среди культовых имен — Джо Понти и узкий шкаф, сделанный в единственном экземпляре для полного собрания сочинений Габриеле д’Аннунцио (Robertaebasta). А также Этторе Соттсасс и разно­цветная библиотека из первой коллекции группы «Мемфис» 1981 года (Le Beau).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+