18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей, где все продается

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

Ярмарка искусства BRAFA, по стендам которой можно проследить мировую историю искусства за четыре тысячелетия, пройдет с 21 по 29 января в Брюсселе

О ярмарке

Среди европейских ярмарок искусства BRAFA (Brussels Art Fair) — одна из старейших. За 60 лет она прошла путь от национального события до одного из лидеров международного рынка, представляющего все существующие области коллекционирования. В очередном выпуске BRAFA принимают участие 132 галереи из 16 стран, по стендам которых можно проследить мировую историю искусства за четыре тысячелетия. Здесь есть и античная скульптура, и живопись старых мастеров, и старинная мебель, и комиксы, и африканские маски, и модернистское и современное искусство. Это музей, в котором все продается, а за качеством и аутен­тичностью предметов следит комиссия из более чем 100 экспертов.

Специальный гость BRAFA Хулио Ле Парк. "Поверхность-цвет". Серия 23, №°14.11. 1970–2012
Специальный гость BRAFA Хулио Ле Парк. "Поверхность-цвет". Серия 23, №°14.11. 1970–2012

Почетный гость

По сложившейся традиции каждый год BRAFA приглашает почетного гостя. Обычно им становится музей, фонд или организация, которая создает в пространстве ярмарки оригинальную выставку. В этом году BRAFA чествует художника — живого классика, пионера кинетического искусства аргентинца Хулио Ле Парка.

Через полтора года ему исполнится 90, а мировой успех настиг его еще полвека назад: в 1966 году он получил Гран-при
33-й Венецианской биеннале. Ле Парк экспериментировал с цветом, светом, движущимися объектами, чтобы привлечь зрителя к взаимодействию с произведением.

Четыре крупномасштабные работы Хулио Ле Парка разных лет включены в оформление пространства BRAFA. «Непрерывный мобиль» 1963 года будет встречать посетителей у входа, в центре разместится холст «Поверхность-цвет», две большие цветные сферы украсят аллеи.

Полезная информация

Ярмарка проходит в комплексе Tour & Taxis, памятнике индустриальной архитектуры начала ХХ века площадью 15,4 тыс. кв. м.

Для людей с ограниченными возможностями в гардеробе можно получить инвалидные кресла или зарезервировать их заранее по телефону +32 (0) 2 513 48 31 либо по электронной почте info@brafa.be, указав дату и время прибытия.
Официальные партнеры BRAFA — отель Le Plaza (www.leplaza-brussels.be, Adolphe Maxlaan 118–126, 1000) и отель Amigo
(www.grandluxuryhotels.com/hotel/hotel-amigo, 1–3 Rue de l’Amigo) — предоставляют гостям ярмарки специальные условия.
Подробную информацию о входных билетах, акциях транспортных партнеров, экскурсионных турах и ежедневной лекционной программе BRAFA Art Talks, подготовленной совместно с Фондом короля Бодуэна, можно получить на обновленном сайте www.brafa.ru.
Адрес: avenue du Port 86 C|B — 1000 Брюссель
21–29 января 2017 года — с 11 до 19 часов
Позднее открытие:
26 января — до 22 часов

Николя Бюфф. Ваза Сон Полифила. 2016. Севрская мануфактура
Николя Бюфф. Ваза Сон Полифила. 2016. Севрская мануфактура

Специально для BRAFA

На ярмарке ожидается несколько премьер: галеристы впервые покажут новые работы современных художников или специально подобранные тематические экспозиции. Севрская фарфоровая мануфактура представит вазы, расписанные Николя Бюффом, Филиппом Коне и Бартелеми Тогуо. Галерея Guy Pieters покажет новые работы своих подопечных (в прошлом году хитом были мраморы Яна Фабра из серии Sacrum Cerebrum). На стенде председателя BRAFA Харольда т’Кинта де Роденбеке можно увидеть графику и живопись бельгийского сюрреалиста Поля Дельво. А галерея современного искусства Meessen De Clercq продемонстрирует концептуальную экспозицию, темой которой станут части тела в различных художественных вариациях.

Русский след

BRAFA активно привлекает коллекционеров со всего мира, но особое внимание уделяется сейчас Швейцарии и России. Идею поддерживают и галереи, охотно выставляющие предметы русского происхождения. У галереи Perrin заслуживают внимания крупные парные вазы синего стекла на мраморных постаментах, выполненные в конце XVIII века на Императорском стеклянном заводе.

Ян Фабр. Что одному несчастье — другому шоколад. Панцири жуков, дерево. 2012. Галерея Jamar
Ян Фабр. Что одному несчастье — другому шоколад. Панцири жуков, дерево. 2012. Галерея Jamar

Парижская галерея Clara Scremini, ведущий мировой эксперт в области стекла, представит скульптуры Марии Кошенковой, чей дебют на ярмарке в прошлом году имел огромный успех. Мюнхенская Brenske специализируется на греческих и русских иконах. На стенде среди прочего будет небольшой Спас оплечный, написанный в XVI веке.

Традиционно на стендах много эмигрантов из бывшей Российской империи: «Жених и невеста в цирке» Марка Шагала (Boulakia) и мраморный «Поэт» Осипа Цадкина (Fleury), живопись Николя де Сталя (Bailly), Сержа Полякова (Lancz) и Хаима Сутина (Taménaga).

Живопись

Полвека назад коллекционеры приезжали в Брюссель в поисках живописи старых фламандцев и голландцев. Теперь же старых мастеров теснят модернисты, послевоенное искусство и современники. У российско-швейцарской Kunstberatung — классический натюрморт с устрицами и вином фламандца Давида Рейкарта II. Шедевры ХХ века — «Силуэт» Жоржа Брака и «Кубок с золотыми рыбками» Жана Метценже — на стенде парижской галереи Hélène Bailly. На BRAFA хорошо изучать бельгийскую живопись последнего столетия. Кроме мировых знаменитостей Поля Дельво (Harold t’Kint de Roodenbeke) и Рене Магритта (Stern Pissarro), стоит обратить внимание на латемскую школу, представленную галереей Oscar De Vos. Главный герой современной бельгийской арт-сцены, безусловно, Ян Фабр. Его панно из панцирей жуков с ироничным названием «Что одному несчастье — другому шоколад» привезет галерея Jamar из Антверпена.

Жорж Реми (Эрже). Реклама CHICOREE PACHA. Тушь, гуашь, подпись «Hergé 1935». Галерея Belgian Fine Comic Stri
Жорж Реми (Эрже). Реклама CHICOREE PACHA. Тушь, гуашь, подпись «Hergé 1935». Галерея Belgian Fine Comic Stri

Графика

Графику — изысканный и более доступный по стоимости раздел коллекционирования — ценят и опытные, и начинающие собиратели. Подлинный раритет представит Бельгийская профессиональная палата в области старинных и современных книг — рукописное письмо Магритта журналисту Gazette de Charleroi, ставшее его последним интервью. Еще один свидетель истории — карандашный портрет Джейми Уайета, выполненный Энди Уорхолом (Galerie des Modernes). Обязательный для Бельгии (и постоянно растущий в цене) раздел графики — оригиналы Эрже к знаменитым комиксам на стенде Belgian Fine Comic Strip.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство

BRAFA — рай для любителей скульптуры и прикладного искусства. Здесь и идеальная для интерьера композиция «Два молодых леопарда» Рембрандта Бугатти (Galerie de la Béraudière), и знаковая для современного искусства крупноформатная бронза Ван Ду (Albert Baronian). Украсят классический интерьер большие ампирные канделябры с летящими cлавами, выпущенные из мастерской Томира, лучшего бронзовщика наполеоновской эпохи (Burzio). В компанию к ним подойдут каминные часы-скелетон, украшенные еще одним выдающимся мастером рубежа XVIII–XIX веков — эмальером Жозефом Кото (La Pendulerie). Павильон керамики предложит пару ваз-морожениц из сервиза 1805 года парижской мануфактуры Dagoty. Роскошные французские и бельгийские шпалеры XVI–XVII веков представлены у Королевской мануфактуры De Wit.

Адам Вейсвейлер. Геридон. Красное дерево, позолоченная бронза, мрамор. Париж. Конец XVIII в. Галерея Perri
Адам Вейсвейлер. Геридон. Красное дерево, позолоченная бронза, мрамор. Париж. Конец XVIII в. Галерея Perri

Старинная мебель

Антикварная мебель придает интерьеру подлинный шарм. На BRAFA легко можно встретить музейные образцы. Например, у парных столиков-геридонов Адама Вейсвейлера, выдающегося краснодеревщика эпохи Людовика XVI (Perrin), есть «близнец» в собрании Эрмитажа. Небольшой «стол казначея» середины XVII века, инкрустированный медью, латунью и черепашьим панцирем (Berger), приписывается Пьеру Голю — голландцу, работавшему в Париже при дворе Людовика XIV и изготавливавшему мебель для королевских покоев.

Из более поздних предметов XIX века русскому глазу особенно приятны бюро и парные консоли из ясеня в Couvent des Ursulines, специализирующейся на времени правления Карла Х (1824–1830).

Искусство Африки и Океании и археология

Традиционно два сильнейших раздела BRAFA — археология и искусство народов Африки и Океании. Один из наиболее любопытных предметов — деревянный музыкальный инструмент типа свирели затейливой формы, сделанный в XIX веке мастером племени мангбету в Конго (Bernard Dulon). Заслуживает внимания фигура предка в человеческий рост одного из племен Папуа — Новой Гвинеи (Claes). Безусловный раритет — миниатюрная, всего 10 см высотой, голова фараона в немесе (головном уборе, служившем символом власти) с бараньими рогами на стенде David Ghezelbash Archéologie, датированная эпохой Птолемеев (330–30 годы до н.э.).

Голова фараона в немесе. Египет. 330–30 до н.э. Галерея David Ghezelbash Archéologie
Голова фараона в немесе. Египет. 330–30 до н.э. Галерея David Ghezelbash Archéologie

Ювелирные изделия

Ювелирный раздел на BRAFA невелик, но акцент в нем сделан на уникальность и историческую ценность предметов. Один из выдающихся образцов у галереи Epoque Fine Jewels — украшение для корсажа, сделанное около 1900 года двумя знаменитыми мастерами ар-нуво — художником Альфонсом Мухой и ювелиром Жоржем Фуке. Еще один участник — ювелирный дом Leysen, официальный поставщик бельгийского королевского двора. На его стенде стоит обратить внимание на колье и серьги с белыми и ярко-желтыми бриллиантами. Парижская галерея Martel-Greiner отличается тем, что представляет украшения, придуманные художниками и скульпторами (Поль Бюри, Алисия Пенальба), и оригинальные творения ювелиров (Жан Вандом).

Дизайн ХХ века

Жан Дюнан. Cтолик. Черный лак, подписанный. Париж, ок. 1921. Галерея Mathivet
Жан Дюнан. Cтолик. Черный лак, подписанный. Париж, ок. 1921. Галерея Mathivet

Один из самых сильных разделов на BRAFA, представляющий прихотливую историю дизайна от ар-деко сквозь весь ХХ век. Наиболее оригинальный стенд традиционно принадлежит Акселю Вервордту, который наглядно показывает, как сочетать эпохи и традиции: в его пространстве легко уживаются древнеегипетская маска саркофага и кресло бразильского дизайнера-самоучки Жозе Занина Кальдаса. Чистое ар-деко — лаковый столик на изогнутых ножках Жана Дюнана (Mathivet). Среди культовых имен — Джо Понти и узкий шкаф, сделанный в единственном экземпляре для полного собрания сочинений Габриеле д’Аннунцио (Robertaebasta). А также Этторе Соттсасс и разно­цветная библиотека из первой коллекции группы «Мемфис» 1981 года (Le Beau).

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
3
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
4
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
5
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
6
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
7
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+