18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старомодная выставка к юбилею советского классика

К 100-летнему юбилею Евсея Моисеенко Научно-исследовательский музей Российской академии художеств открыл ретроспективную выставку в парадных залах академии в Петербурге. Однако должным образом представить художника эта экспозиция не смогла

Столетие одного из важных мастеров отечественного искусства второй половины XX века, Евсея Моисеенко, проходит до обидного незаметно. Художник впечатляющей биографии (питомец Академии художеств, участник войны, узник фашистского концлагеря, влиятельный мастер в Институте имени Репина, лауреат большинства государственных премий и званий), Моисеенко достоин большой выставки, которая в сложившейся ситуации могла бы парировать со стороны ленинградской-петербургской школы московское увлечение Гелием Коржевым и тем самым существенно дополнить картину развития искусства советского времени. К сожалению, нынешняя выставка не способна даже сформулировать эти важные вопросы.

Творческая карьера Евсея Моисеенко заняла четыре послевоенных десятилетия, которые представлены в музее — от диплома 1947 года «Генерал Доватор» до работ, созданных незадолго до смерти в 1988 году. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств обладает самой большой коллекцией произведений Моисеенко, и в парадные академические залы было вынесено все. Главные работы из собрания Государственного Русского музея, начиная с мощного реализма «Земли» (1964) и заканчивая декоративностью «Памяти поэта» (1985), тоже есть на выставке, но нет, например, хрестоматийной «Черешни».

Художник монументального по природе таланта, Моисеенко относится к тем авторам, кто способен высказаться полностью только в большом жанре и крупном формате. В его искусстве заметен разрыв между основными, штучными, картинами и множеством второстепенных вещей. Между тем экспозиция делает упор как раз на такие частности, как подготовительные этюды или живописные путевые зарисовки. Этот выставочный акцент нивелирует и принижает главное. Сказывается и отсутствие в музее приемлемого выставочного оборудования: так, большое трехметровое полотно освещается единственной настольного размера лампой.

Но даже неудачный экспозиционный формат дает понять, насколько разнообразным — и при этом созвучным послевоенному развитию европейского фигуративного искусства — художником был Моисеенко. В соцреалистических рамках ему ощутимо тесно. При всей советской изолированности от мирового искусства он творчески осваивает в живописи все этапы развития модернизма, начиная с Сезанна, унаследованного им от своего учителя Александра Осмеркина, и вплоть до неоэкспрессионизма.

Эта выставка, несомненно, будет полезна нынешним студентам Института имени Репина как пример высокой степени осознанности ремесла, ведь на живописном факультете давно не осталось преподавателей, сравнимых по силе и мощи с поколением, представителем которого был Моисеенко. Однако на то культурное значение, которого достоин этот большой художник, нынешняя экспозиция претендовать не может.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+