18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старомодная выставка к юбилею советского классика

К 100-летнему юбилею Евсея Моисеенко Научно-исследовательский музей Российской академии художеств открыл ретроспективную выставку в парадных залах академии в Петербурге. Однако должным образом представить художника эта экспозиция не смогла

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко

Столетие одного из важных мастеров отечественного искусства второй половины XX века, Евсея Моисеенко, проходит до обидного незаметно. Художник впечатляющей биографии (питомец Академии художеств, участник войны, узник фашистского концлагеря, влиятельный мастер в Институте имени Репина, лауреат большинства государственных премий и званий), Моисеенко достоин большой выставки, которая в сложившейся ситуации могла бы парировать со стороны ленинградской-петербургской школы московское увлечение Гелием Коржевым и тем самым существенно дополнить картину развития искусства советского времени. К сожалению, нынешняя выставка не способна даже сформулировать эти важные вопросы.

Творческая карьера Евсея Моисеенко заняла четыре послевоенных десятилетия, которые представлены в музее — от диплома 1947 года «Генерал Доватор» до работ, созданных незадолго до смерти в 1988 году. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств обладает самой большой коллекцией произведений Моисеенко, и в парадные академические залы было вынесено все. Главные работы из собрания Государственного Русского музея, начиная с мощного реализма «Земли» (1964) и заканчивая декоративностью «Памяти поэта» (1985), тоже есть на выставке, но нет, например, хрестоматийной «Черешни».

Евсей Моисеенко. «Земля». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Евсей Моисеенко. «Натурщица». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Евсей Моисеенко. «Памяти поэта». Фото: ГМЗ «Петергоф»
Евсей Моисеенко. «Земля».
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Евсей Моисеенко. «Натурщица».
Фото: ГМЗ «Петергоф»
Евсей Моисеенко. «Памяти поэта».
Фото: ГМЗ «Петергоф»

Художник монументального по природе таланта, Моисеенко относится к тем авторам, кто способен высказаться полностью только в большом жанре и крупном формате. В его искусстве заметен разрыв между основными, штучными, картинами и множеством второстепенных вещей. Между тем экспозиция делает упор как раз на такие частности, как подготовительные этюды или живописные путевые зарисовки. Этот выставочный акцент нивелирует и принижает главное. Сказывается и отсутствие в музее приемлемого выставочного оборудования: так, большое трехметровое полотно освещается единственной настольного размера лампой.

Но даже неудачный экспозиционный формат дает понять, насколько разнообразным — и при этом созвучным послевоенному развитию европейского фигуративного искусства — художником был Моисеенко. В соцреалистических рамках ему ощутимо тесно. При всей советской изолированности от мирового искусства он творчески осваивает в живописи все этапы развития модернизма, начиная с Сезанна, унаследованного им от своего учителя Александра Осмеркина, и вплоть до неоэкспрессионизма.

Эта выставка, несомненно, будет полезна нынешним студентам Института имени Репина как пример высокой степени осознанности ремесла, ведь на живописном факультете давно не осталось преподавателей, сравнимых по силе и мощи с поколением, представителем которого был Моисеенко. Однако на то культурное значение, которого достоин этот большой художник, нынешняя экспозиция претендовать не может.

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+