Индихенизм, муральность, революционность

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

В парижском Гран-пале с ажиотажем встречают мексиканских художников

Франсиско Диас де Леон (1897–1975). "Индейские женщины на воскресном рынке". 1922. Холст, масло. © Colección Blaiste
Франсиско Диас де Леон (1897–1975). "Индейские женщины на воскресном рынке". 1922. Холст, масло. © Colección Blaiste

Для европейцев мексиканское искусство по-прежнему остается экзотикой, поэтому выставка в Гран-пале «Мексика. 1900–1950. Диего Ривера, Фрида Кало, Хосе Клементе Ороско и авангардисты» — событие исключительное. Это самый развернутый экскурс в историю искусства Мексики XX века с 1953 года. Здесь и реалисты с символистами начала XX века, и революционеры-муралисты, и неизвестные европейской публике самородки. Период чуть больше полувека, около 60 художников и пара сотен произведений из европейских, американских и мексиканских музеев. Целей у выставки две: показать, как самобытно это искусство, и продемонстрировать его включенность в историю мирового авангарда.

«Эти художники рассказывают не историю Мексики, а ее жизнь», — объясняет куратор Огюстан Артеага. И жизнь эта началась не с революции ­1910–1920 годов. «Принято считать, что индихенизм (термин, обозначающий самобытность культуры Латинской Америки благодаря ее индейским корням. — TANR) не появился бы без революции, но все это было и раньше», — утверждает куратор. Толчком к развитию искусства в середине XIX века стало восстановление республики в 1867 году. Вместе с независимостью пришли и темы: нищета, насилие, социальное неравенство. Так формировался мексиканский реализм, спустя годы ставший основой для нового искусства. Параллельно процветал и романтизм. Одна из ключевых работ этого периода на выставке — «Похороны» (1889) Хосе Мариа Хары, получившая бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.

На излете XIX века в мексиканском искусстве витали идеи европейского символизма. Пример тому — «Женщина и марионетка» Анхеля Сарраги или творчество Хулио Руэласа. Оба учились в Европе, а центром паломничества для мексиканцев, как и для всех, был Париж, благо мексиканское правительство не скупилось на стипендии художникам. Завсегдатаями парижской столицы стали Диего Ривера и Фрида Кало, Роберто Монтенегро и тот же Саррага.

Когда в Мексике вспыхнула революция, одни предпочли остаться в Европе, другие вернулись на родину за новым источником вдохновения. И он нашелся. Искусством революции стал мурализм, причем с подачи государства. В 1921 году во главе Мексиканской художественной академии встал чиновник Хосе Васконселос, который поощрял монументальную живопись, считая, что художники и стены — лучшие агитаторы за идеи революции. Наигравшись в европейский авангард и вернувшись в Мексику в ­1921-м, Ривера начал создавать монументальные утопии о счастливом будущем и всеобщем равенстве, как и два других столпа мурализма Давид Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско.

Революция разбудила и женщин. Сначала они взялись за оружие, а затем стали играть заметную роль и в искусстве. Кроме Фриды Кало, без которой выставка о Мексике трудно представима, в Гран-пале собралась компания из не менее выдающихся Долорес Ольмедо, Тины Модотти, Розы Роланды, Науи Олин. Остается только добавить, что в ­1940-е было и обратное движение — из Европы в Мексику, в первую очередь — французских сюрреалистов. Страсти этой поспособствовал Андре Бретон, называвший Латинскую Америку «континентом сюрреализма». 

Музеи Гран-пале
Мексика. 1900–1950

До 23 января 2017

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+