18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Крупнейший фотоархив остался без концепции

Фотографическая история. 1840–1950. Из фондов РГАЛИ / Научная группа: Е. Я. Березнер, Т. М. Горяева, Г. Р. Злобина и др. М.: Арт-Волхонка, 2013. 344 с.

Сборник фотодокументов, подготовленный на базе обширной коллекции Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), вошел в шорт-лист номинации «Арт-книга» конкурса «Книга года — 2013». Однако это не отменяет странной непоследовательности издания.

Перед нами книга посвоему удивительная. Обычно, когда серьезная фотографическая коллекция хочет поведать миру о себе, создается выборка «лучшего» с аннотациями, как, например, сделал Музей Людвига в каталоге Фотография ХХ века, либо история излагается через эволюцию идей и события: так построены книги Коллекция: Фотографии Центра Помпиду и История фотографии (1839–1925) Музея Орсе. Когда архив насчитывает десятки тысяч работ, в них невозможно ориентироваться без представления о качестве, исторической и художественной значимости. Чем больше информации, тем сложнее с ней работать вне иерархических систем.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) сформирован в некотором роде случайно — из личных фондов разных деятелей науки, искусства, партии и правительства — и не является публичным музеем. Можно предположить, что никакой работы, направленной на создание слитной истории фотографии, здесь не проводилось. В этом можно честно признаться и описать то, что есть. Но и для такого описания все равно нужен специалист, который предложит навигацию, «дорожную карту». Книгу предваряют аж три статьи от составителей, и ни в одной внятно не говорится о принципах отбора. Директор РГАЛИ Татьяна Горяева волюнтаристски заявляет: «В истории фотографии немало славных имен мастеров, творивших в жанре портрета. И все же среди них имя Моисея Соломоновича Наппельбаума (1869–1958) является, пожалуй, наиболее значительным». Это было бы милой вкусовщиной, если бы не амбиции. Так, Ирина Чмырева пишет: «Фотографическая история. 1840–1950 — публикация к изучению истории российской фотографии, но поскольку эта история является неотъемлемой частью развития мировой фотографии, то эта книга становится сжатым изложением и ее истории, изменения ее стилей, жанров, эволюции техники». Весьма обязывающее заявление.

А далее открываем собственно книгу и перестаем вообще что-либо понимать, потому что здесь нет деления на главы или стили — и никаких пояснений. Нет явной хронологической последовательности. Первая иллюстрация — юный Сережа Эйзенштейн на портрете 1908-го, далее пара салонных композиций 1900–1902 годов, а следующий разворот — жанровые работы 1873–1882 годов (отскочили на 30 лет назад!). Самая старая работа — в середине: Портрет А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов неизвестного автора первой половины 1850-х.

Нет и тематической последовательности. На одном развороте слева Вознесенские ворота и Иверская часовня П. Павлова (1870–1880-е), а рядом портрет Чехова (Л. Пономарев, 1902). Документальные кадры времен Русско-японской войны. Здесь же Свищов-Паола времен пикториализма — и сразу же его портреты священников начала 1950-х, а затем обратно в 1920-е (актеры и балерины). Михаил Кауфман (брат и оператор Дзиги Вертова) — и рядом Сталин с Калининым на Мавзолее, официоз Евгения Явно. Возникает ощущение, что составители сознательно заметают следы и разрушают контексты. Когда читатель закрывает книгу, в голове у него остается странный шум от полученной бессистемной информации, а на губах привкус имперско-советской лжи: была довольно милая страна, «и хруст французской булки», а потом стал неожиданно Советский Союз, но это еще лучше, потому что какая техника, какие стройки! И потом вообще наступает полный Лисицкий и Крученых! Остается надеяться, что за этим каталогом последуют другие штудии, менее амбициозные и более познавательные. ‡ - Лариса Гринберг, владелица галереи фотографии Grinberg

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+