18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О Наталии Гончаровой во всей полноте

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом / Гос. Третьяковская галерея. М., 2013.

Каталог, приуроченный к большой ретроспективе художницы, охватил все жанры и периоды ее творчества. Кроме знаменитых хрестоматийных работ Гончаровой, в него включены малоизвестные и вовсе неизвестные, впервые показанные публике.

Каталог-резоне — это аннотированное собрание всех известных произведений художника. Если вопрос, надо ли делать «выставки-резоне», включающие максимально возможное количество работ, не имеет однозначного ответа, то каталог-резоне — безусловное благо. Особенно в случае, когда не только на рынке, но и в музейно-выставочном пространстве находится немало произведений художника, вызывающих сомнения в подлинности. Случай Гончаровой именно таков.

В каталоге представлено 456 произведений в разных жанрах: живопись, графика, работы для театра, книжные иллюстрации и эскизы платьев. Разного времени — от первых опытов начала прошлого века до последних работ, созданных в его середине. Наверное, это не полное собрание художницы, Гонча-рова всегда очень много работала, но полнее пока еще не было. Здесь, кроме знаменитых, хрестоматийных вещей, можно найти малоиз-естные и впервые показанные. Так что ценность издания очевидна.

Каждому из разделов книги предпослана статья, вводный творческо-биографический очерк написан куратором выставки Ириной Вакар. Она трактует жизнь Гончаровой в искусстве как поиск идентичности, осознание природы своего дарования, цитирует ее слова: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон, совсем не равноценны. […] Я совсем не европеец. Эврика».

Но Гончарова все время работала в чьих-то стилях, в этом ее упрекал еще Яков Тугендхольд в рецензии напервую выставку 1913 года: «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова […] а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое «я»?» (цитата приведена по статье Вакар). Заимствование художественных методов было для нее органично, а не трагично. Она работала, как другие, но оставалась узнаваемой и самобытной. Так что трагических метаний между Востоком и Западом у Гончаровой, половину отпущенной жизни проведшей во Франции, не было, драматургия выставки на противопоставлении русского и французского начал никак не выстраивалась. На качество каталога это обстоятельство, к счастью, никак не влияет. Недлинные тексты в нем ученые написали языком, любознательной публике понятным. Так что при всей своей полноте и научной описательности каталог, снабженный большим справочным аппаратом, вполне доступное и привлекательное издание. ‡- Ольга Кабанова

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+