О Наталии Гончаровой во всей полноте

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом / Гос. Третьяковская галерея. М., 2013.

Каталог, приуроченный к большой ретроспективе художницы, охватил все жанры и периоды ее творчества. Кроме знаменитых хрестоматийных работ Гончаровой, в него включены малоизвестные и вовсе неизвестные, впервые показанные публике.

Каталог-резоне — это аннотированное собрание всех известных произведений художника. Если вопрос, надо ли делать «выставки-резоне», включающие максимально возможное количество работ, не имеет однозначного ответа, то каталог-резоне — безусловное благо. Особенно в случае, когда не только на рынке, но и в музейно-выставочном пространстве находится немало произведений художника, вызывающих сомнения в подлинности. Случай Гончаровой именно таков.

В каталоге представлено 456 произведений в разных жанрах: живопись, графика, работы для театра, книжные иллюстрации и эскизы платьев. Разного времени — от первых опытов начала прошлого века до последних работ, созданных в его середине. Наверное, это не полное собрание художницы, Гонча-рова всегда очень много работала, но полнее пока еще не было. Здесь, кроме знаменитых, хрестоматийных вещей, можно найти малоиз-естные и впервые показанные. Так что ценность издания очевидна.

Каждому из разделов книги предпослана статья, вводный творческо-биографический очерк написан куратором выставки Ириной Вакар. Она трактует жизнь Гончаровой в искусстве как поиск идентичности, осознание природы своего дарования, цитирует ее слова: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон, совсем не равноценны. […] Я совсем не европеец. Эврика».

Но Гончарова все время работала в чьих-то стилях, в этом ее упрекал еще Яков Тугендхольд в рецензии напервую выставку 1913 года: «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова […] а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое «я»?» (цитата приведена по статье Вакар). Заимствование художественных методов было для нее органично, а не трагично. Она работала, как другие, но оставалась узнаваемой и самобытной. Так что трагических метаний между Востоком и Западом у Гончаровой, половину отпущенной жизни проведшей во Франции, не было, драматургия выставки на противопоставлении русского и французского начал никак не выстраивалась. На качество каталога это обстоятельство, к счастью, никак не влияет. Недлинные тексты в нем ученые написали языком, любознательной публике понятным. Так что при всей своей полноте и научной описательности каталог, снабженный большим справочным аппаратом, вполне доступное и привлекательное издание. ‡- Ольга Кабанова

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+