18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О Наталии Гончаровой во всей полноте

Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом / Гос. Третьяковская галерея. М., 2013.

Каталог, приуроченный к большой ретроспективе художницы, охватил все жанры и периоды ее творчества. Кроме знаменитых хрестоматийных работ Гончаровой, в него включены малоизвестные и вовсе неизвестные, впервые показанные публике.

Каталог-резоне — это аннотированное собрание всех известных произведений художника. Если вопрос, надо ли делать «выставки-резоне», включающие максимально возможное количество работ, не имеет однозначного ответа, то каталог-резоне — безусловное благо. Особенно в случае, когда не только на рынке, но и в музейно-выставочном пространстве находится немало произведений художника, вызывающих сомнения в подлинности. Случай Гончаровой именно таков.

В каталоге представлено 456 произведений в разных жанрах: живопись, графика, работы для театра, книжные иллюстрации и эскизы платьев. Разного времени — от первых опытов начала прошлого века до последних работ, созданных в его середине. Наверное, это не полное собрание художницы, Гонча-рова всегда очень много работала, но полнее пока еще не было. Здесь, кроме знаменитых, хрестоматийных вещей, можно найти малоиз-естные и впервые показанные. Так что ценность издания очевидна.

Каждому из разделов книги предпослана статья, вводный творческо-биографический очерк написан куратором выставки Ириной Вакар. Она трактует жизнь Гончаровой в искусстве как поиск идентичности, осознание природы своего дарования, цитирует ее слова: «Сезанн и иконы равноценны, но мои вещи, сделанные под влиянием Сезанна и икон, совсем не равноценны. […] Я совсем не европеец. Эврика».

Но Гончарова все время работала в чьих-то стилях, в этом ее упрекал еще Яков Тугендхольд в рецензии напервую выставку 1913 года: «Импрессионизм, кубизм, футуризм, лучизм Ларионова […] а где же сама Наталия Гончарова, ее художническое «я»?» (цитата приведена по статье Вакар). Заимствование художественных методов было для нее органично, а не трагично. Она работала, как другие, но оставалась узнаваемой и самобытной. Так что трагических метаний между Востоком и Западом у Гончаровой, половину отпущенной жизни проведшей во Франции, не было, драматургия выставки на противопоставлении русского и французского начал никак не выстраивалась. На качество каталога это обстоятельство, к счастью, никак не влияет. Недлинные тексты в нем ученые написали языком, любознательной публике понятным. Так что при всей своей полноте и научной описательности каталог, снабженный большим справочным аппаратом, вполне доступное и привлекательное издание. ‡- Ольга Кабанова

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
3
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
4
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
5
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
6
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
7
Антикварный салон покажет «достояние нации»
В Гостином Дворе пройдет 49-й Российский антикварный салон & lifestyle «Искусство интерьера», справедливо называемый одним из главных художественных и светских событий осени
20.11.2023
Антикварный салон покажет «достояние нации»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+