18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Клик вместо удара молотка

№49
Материал из газеты

В октябре состоялся официальный запуск двух интернет-платформ по продаже искусства: ArtAndOnly для работ стоимостью до $500 тыс. и Arteby’s — онлайн-аукциона и площадки для связанных напрямую игроков, где минимальная стоимость лотов составляет £100

Накануне своего нью-йоркского дебюта ярмарка искусства TEFAF объявила о запуске программы Digital Excellence Program при поддержке нового спонсора, Invaluable. Цель проекта — помочь участникам ярмарки выйти на новую аудиторию в Сети. Большинство новых сетевых бизнес-проектов ссылается на данные «Отчета об онлайн-торговле искусством» страховой компании Hiscox, в котором говорится, что в 2015 году этот рынок вырос на 24% до $3,3 млрд, а к 2020 году, как ожидается, достигнет отметки в $9,6 млрд.

Однако интернет-рынок упирается в непреодолимое препятствие — менталитет потенциальных пользователей сервисов. Покупателей искусства старше 35 лет отпугивает невозможность физически изучить произведение и отсутствие в Сети достаточно полной информации о его качестве.

Не следует недооценивать и тот факт, что разнообразные околохудожественные мероприятия, ВИП-показы на ярмарках и вернисажи выставок, давно стали событиями не только культурной, но и светской жизни. «Мы сознаем, что одновременно являемся фигурантами как художественного процесса, так и рынка элитных товаров», — говорит директор лондонской ярмарки Lapada Миека Сывак. На рынке, где стоимость в значительной мере неосязаема, покупатели чувствуют себя спокойнее, когда имеют дело с конкретным брендом, которому можно доверять. Рейтинг самых популярных онлайн-платформ по торговле искусством, составленный Hiscox на основе опроса 672 покупателей, возглавила Christie’s Live — компания, за спиной у которой две с половиной сотни лет отнюдь не виртуальной работы.

Зато комиссионные новых сетевых аукционов весьма привлекательны: к примеру, на Paddle8/Auctionata они составляют всего 8–20%, и это в тот момент, когда именитые аукционные дома продолжают повышать свои сборы (сейчас они составляют от 12% до 25%).

Однако никакой алгоритм сетевой платформы не сможет способствовать карьерному росту художника так, как это испокон веку делают галереи. «Выстраивание карьеры художника — медленный трудоемкий процесс, который не запустить в ускоренной перемотке», — говорит генеральный директор ярмарки Art Basel Марк Шпиглер. Поэтому любой онлайн-торговец обязательно подчеркнет, что экспертной оценкой для него занимались живые люди, воочию, а не по картинке на мониторе.

Можно утверждать, что технологии уже изменили устоявшийся на художественном рынке порядок. В качестве примеров того, как меняется этот бизнес, многие приводят все более широкое использование баз данных, да и в целом распространяющийся подход к искусству как к сфере инвестирования и сопутствующие такому отношению методы. Возможно, какую-то подрывную роль сыграют усилия по привнесению прозрачности в ценовую политику.

Согласно первоначальному определению «подрывной инновации», данному Клейтоном Кристенсеном в «Дилемме инноватора», это изменения, которые, начавшись в менее привлекательном, незаметном, нижнем сегменте рынка, в итоге ниспровергают игроков, действующих на самой его вершине. Однако в художественном мире большинство сетевых начинаний, даже таких авторитетных, как Artsy — платформа для онлайн-аукционов и для галерей, — в основном занимаются привлечением уже существующих покупателей, которые приобретают искусство за пятизначные суммы и ниже.
Президент галереи Pace Марк Глимчер объясняет: «Подлинное сотрясение основ случается не усилиями предпринимателей. В художественной среде это всегда идет от художников. Все, кто ждет чего-то подрывного от Интернета, могут ждать и дальше». 


ArtAndOnly

Сингапуро-женевский дилер Фредерик де Сенарклен закрыл свою галерею в 2015 году и основал торговую онлайн-платформу ArtAndOnly. Официальный запуск проекта состоялся в октябре 2016 года. Стартап позиционируется как «новая и инновационная торговая площадка». Решающую роль в принятии де Сенаркленом этого решения сыграли издержки: «Я пере­возил произведения искусства из Соединенных Штатов в Сингапур, а потом продавал их обратно в США». Он стремится работать с верхним сегментом рынка — сейчас на его сайте выставлена на продажу работа Дэмиена Херста «Рак кожи» (2007) стоимостью $700 тыс.

Arteby’s

Инвестиционный банкир и коллекционер Винит Чаухан основал Arteby’s. Он стремился решить проблемы несоразмерности
цен и подлинности, прежде всего в сфере искусства Азии (на втором месте для него — старинные автомобили). Чаухан приводит в пример модель аукционов eBay и говорит, что его инновационная платформа создает рынок связанных напрямую равных игроков — этим же занимаются такие стремительно развивающиеся проекты, как Catawiki (который возглавил последний список 500 самых быстро растущих технологических проектов Technology Fast от Deloitte) и аукционный агрегатор Barneby’s. В октябре на Arteby’s прошел первый аукцион азиатского искусства, в числе его лотов было блюдо эпохи Канси (1662–1722) стоимостью $389 (на фото).

Digital Excellence Program от TEFAF на платформе Invaluable

Ярмарка TEFAF объявила, что онлайн-площадка по торговле искусством Invaluable стала «ключевым спонсором» ее ярмарок в Нью-Йорке и Маастрихте. По словам главного исполнительного директора Invaluable Роба Вайсберга, его компания не стремится стать обычным спонсором, а хочет «помочь вывести в Сеть искусство и предметы коллекционирования высшего качества и продолжить работу над развитием этой области». В текущем году Invaluable также стала партнером ярмарки Accessible Art Fair, что проходит в Брюсселе и Нью-Йорке под руководством самих художников. 

Magnus

Немецкий предприниматель Магнус Реш разработал приложение, которое определяет автора произведения искусства, а также его стоимость. Достаточно навести камеру смартфона на произведение искусства в галерее, чтобы получить информацию о художнике, названии, технике исполнения, а также свежую статистику цен на арт-рынке. В начале 2016 года приложение было размещено в AppStore.

Выход приложения вызвал недовольство многих участников арт-рынка, в компанию Apple поступили жалобы от известных ресурсов Artfacts и Artsy, которые заявили, что часть данных в Magnus была без разрешения скопирована у них. В августе этого года приложение было удалено из AppStore, но создатель немецкого стартапа планирует доработать и запустить приложение снова. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+