Что случилось в мире искусства 9 декабря

О победителях первой Антарктической биеннале, видеопроекте Ирины Наховой в ГМИИ, мечтах паблик-арт-художников, отношении Минкультуры к самоцензуре, новом памятнике Михаилу Булгакову и почти найденном портрете кисти Густава Климта — в нашем вечернем обзоре

Памятник Михаилу Булгакову появится в Москве. Фото: МВО "Манеж"
Памятник Михаилу Булгакову появится в Москве.
Фото: МВО "Манеж"

Памятнику Булгакову нашли место на Большой Пироговской улице в Москве. Как сообщает ТАСС, Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме сегодня одобрила установку монумента в сквере около музея писателя. По замыслу скульптора Георгия Франгуляна фигура Михаила Булгакова будет парить над землей, оттолкнувшись от рукописей. На этих листах, служащих постаментом, поместят героев «Мастера и Маргариты», «Белой гвардии» и других произведений писателя. Напомним, что ранее памятник хотели поставить на пересечении Спиридоньевского и Большого Козихинского переулков, но этим решением были недовольны местные жители и муниципальные депутаты района.

Минкультуры РФ отказалось определять критерии самоцензуры в искусстве. На фото — министр культуры Владимир Мединский. Доминик Бутен/ТАСС
Минкультуры РФ отказалось определять критерии самоцензуры в искусстве. На фото — министр культуры Владимир Мединский. Доминик Бутен/ТАСС

Минкультуры не будет вырабатывать критерии самоцензуры в искусстве. Глава ведомства Владимир Мединский заявил, что этим должны заниматься деятели культуры самостоятельно. Напомним, что на прошлой неделе худрук Театра наций Евгений Миронов на совместном заседании советов по культуре, искусству и русскому языку обратил внимание Владимира Путина на попытки чиновников запрещать спектакли и выставки. В ответ президент предложил выработать критерии для произведений искусства, позволяющие определять, выходят ли они за рамки закона и оскорбляют ли чьи-либо чувства. «Это было предложение, адресованное культурному сообществу — руководителям театров, художественным деятелям. Вы хотите, чтобы министерство культуры разработало какие-то критерии самоцензуры? Нет, боже упаси. Пусть сами этим занимаются», — цитирует Мединского РИА Новости.

Владимир Абих. «Березки». Паблик-арт-проект
Владимир Абих. «Березки». Паблик-арт-проект

Паблик-арт-художники рассказали, как бы они изменили Москву, если бы их ничем не ограничивали. На эту тему TANR побеседовала с участниками международного конкурса «ЗИЛАРТ в городе», который недавно прошел в рамках II Биеннале уличного искусства «Артмоссфера». Куратор, саунд-арт-художник Сергей Касич рассказал, что с удовольствием поработал бы со стенами Кремля или Красной площадью. «Хотелось бы, чтобы с ними можно было делать все что угодно. Любой жанр, тема. Несколько дней назад я был в Лондоне. На Трафальгарской площади там нарисован гигантский рисунок мелом какого-то уличного художника, городские власти его не уничтожают. При этом присутствует обоюдная этика: и художник использует стирающиеся материалы, и власти не начинают стирать это с площади и сразу сажать автора в тюрьму», — рассказал он. О других проектах-мечтах читайте на нашем сайте.

Ирина Нахова. «Дега, или Мерцание. Диалог». 2012–2016. Видеопроекция, фотография, живопись. Фото: Ирина Нахова/ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ирина Нахова. «Дега, или Мерцание. Диалог». 2012–2016. Видеопроекция, фотография, живопись.
Фото: Ирина Нахова/ГМИИ им. А.С.Пушкина

Новый видеопроект Ирины Наховой в ГМИИ открывается завтра, 10 декабря. Выставка представительницы московского концептуализма и художницы с мировым именем состоит из семи видеоинсталляций. Работы созданы по мотивам произведений художников разных школ из собрания музея: «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, «Портрет Адриана Стевенса» Антониса ван Дейка, «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Суета сует» Юриана ван Стрека, «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше и «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена. Цель видеоинсталляций — помочь зрителю по-новому увидеть отдельное музейное произведение, замедлив время его восприятия, ведь сегодня стало очень популярно не столько вглядываться в картины, сколько просто снимать их на мобильный. По мнению куратора и соавтора проекта Елены Петровской, эта тенденция — не что иное, как желание быстрее пройти мимо, оставив вдумчивое восприятие в лучшем случае на потом. Подробнее о выставке — на нашем сайте.

Courtesy of Antarctic Biennale and BMW Group Russia
Courtesy of Antarctic Biennale and BMW Group Russia

Победителями первой Антарктической биеннале стали японец Се Хасигава и немец Густав Дузинг. Имена победителей и финалистов Antarctic Biennale Open Call сегодня объявил ее комиссар, художник Александр Пономарев. Уже в марте 2017 года команда из ученых, журналистов и художников выдвинется в сторону антарктических льдов, чтобы реализовать идеи победителей и целой звездной команды мировых знаменитостей (состав которых определяется художественным советом биеннале, и будет оглашен в феврале 2017 года). По завершении биеннале задокументированные проекты будут разобраны – на материке не должно остаться никаких материальных следов. Корабль пробудет во льдах 12 дней. Напомним, что конкурс, посвященный арт-освоению ледового континента, стартовал в конце лета и собрал около 500 заявок. Больше всего побывать в Антарктиде хотелось американцам: от них пришло 78 заявок. Россия по этому показателю на третьем месте: мы предложили 32 проекта, но, к сожалению, не выиграли.

Густав Климт. "Портрет дамы". 60x55 см. Courtesy of Galleria D'Arte Moderna Ricci Oddi, Piacenza
Густав Климт. "Портрет дамы". 60x55 см. Courtesy of Galleria D'Arte Moderna Ricci Oddi, Piacenza

Полиция вот-вот найдет «Портрет дамы» Густава Климта, украденный 20 лет назад из галереи Риччи-Одди в городе Пьяченца в Италии. Как сообщает Artnet, итальянские власти уже схватили вора, признавшегося, что 20 лет назад он украл полотно, бросив на крыше галереи его золоченую раму, и продал портрет в некую европейскую частную коллекцию. Картина была украдена в предвыставочных хлопотах, связанных с открытием: юный искусствовед Клаудиа Мага как раз тогда установила, что существующий вариант «Портрета дамы» не первая работа Густава Климта на этом холсте. Когда-то на нем была написана другая, «Молодая дама» в шляпе и боа, причем считалось, что это полотно утрачено. Выяснилось (и рентген картины подтвердил догадку), что Климт просто переделал первоначальный портрет — есть версия, что из-за несчастной любви к изображенной на нем девушке.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+