18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картины из Ватикана и другие сокровища

№49
Материал из газеты

Подарки под праздничную елку, на журнальный столик, в дубовый шкаф: семь новых изданий об искусстве

Беллетристика

Ральф Дутли. «Последнее странствие Сутина». Издательство Ивана Лимбаха

Совсем свежий роман швейцарского поэта и ученого (автора, среди прочего, биографии Осипа Мандельштама) о жизни и смерти одного из самых глубоких и трагичных художников Парижской школы. Только по досадному недоразумению Хаим Сутин, родившийся в Белоруссии, оказывается заслонен более громкими именами. Достаточно найти на монпарнасском кладбище его заброшенную могилу, чтобы увидеть чудовищный разрыв между вкладом Сутина в мировое искусство и фантасмагорией, сопровождавшей не только всю его жизнь, но даже и посмертное существование. Для Дутли Сутин и был такой воплощенной метафорой тщеты всего сущего, проступающей в морфинном бреду, исполненном с клинической и поэтической точностью.


Каталог

«Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Издательство Государственной Третьяковской галереи

Ватиканские музеи, одни из самых загадочных и привлекательных музеев мира, неожиданно приоткрывают свои тайны в изя­щном альбоме (дизайнер — Ирина Тарханова, что само по себе является знаком качества), специально выпущенном к, возможно, самой громкой московской выставке этой осени. Издание, помимо роскошных репродукций, содержит весьма толковые тексты куратора проекта Аркадия Ипполитова, не только посвященные классическим картинам итальянских художников, но и рассказывающие историю легендарных папских собраний, их структуру и роль в развитии культуры города Рима.


Альбом

«Рафаэль. Поэзия образа: Произведения из Галереи Уффици и других собраний Италии». Издательство «Арт Волхонка» совместно с Пушкинским музеем

Альбом, посвященный шедеврам Рафаэля, показанным в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, хочется назвать не каталогом, но самодостаточным альбомом, и даже концептуальной монографией — из-за двух всеобъемлющих эссе: тексты здесь не менее важны, чем изображения. Лино Больцони предлагает «Фрагменты литературного портрета», накопившиеся вокруг Рафаэля за 500 лет. Виктория Маркова объясняет его значение для русской культуры. Здесь и пушкинские мадонны, и «красота спасет мир» Достоевского, и эрмитажные полотна (раньше их было четыре, теперь два), для поколений исполнявшие роль окон в идеальный мир.


Детям

Изабель Глорье-Дезуш. «Как говорить с детьми о традиционном искусстве народов Африки, Америки, Азии и Океании». Издательство «Арка»

Эффектно иллюстрированная книга, объясняющая, как преподнести подросткам народное искусство экзотических стран, так сильно восхищавшее авангардистов своим первородством, вышла после двух других аналогичных «уроков», переведенных с французского и сложившихся в просветительскую серию. Первый научпоп Франсуазы Барб-Галль посвящен общей теме: «Как говорить с детьми об искусстве». Следом вышла ее же книга об особенностях искусства ХХ века — оно ведь обладает не меньшей специфичностью, чем примитивы Африки и Океании, хотя встречается в повседневной жизни гораздо чаще.


Эссе

Ив Бонфуа. «Век, когда слово хотели убить». Издательство «Новое литературное обозрение»

Последний великий поэт-модернист, умерший в середине этого високосного лета, Ив Бонфуа — автор монографий, например, о скульпторах Альберто Джакометти и Эдуардо Чильиды, а также многочисленных эссе о художниках. Поэт создал для этого особый промежуточный жанр, сочетающий лирику и метафизику. Знатоки особенно ценят эссе Бонфуа о Пьеро делла Франческа, а главное — «Живопись и ее дом», где автор устанавливает тонкие связи между фресками и стенами, на которых они живут. Тексты Бонфуа об искусстве и поэзии издавались на русском неоднократно — видимо, пришла пора собрать их в отдельный и самый представительный сборник.


Интерпретация

Ольга Седакова. «Путешествие с закрытыми глазами. Письма о Рембрандте». Издательство Ивана Лимбаха

Из «прусской глуши, с бранденбургской равнины» Ольга Седакова, самый, пожалуй, выдающийся ныне живущий русский поэт, писала на родину письма-медитации, посвященные Рембрандту. Адресованы они были ныне покойному философу Владимиру Бибихину, а теперь, 15 лет спустя, собраны в небольшой, но крайне важный томик. «Мученик светотени», как назвал художника Мандельштам, сформировавший для нас целое «библейское пространство», оказывается точкой отсчета в построении тонкой мыслительной конструкции, посвященной особенностям современного «про-зрения» и актуального восприятия классики.


Москвоведение

«Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля». Издательство «Кучково поле» совместно с Музеем архитектуры

Старинные снимки, архивные фотографии, рисунки и архитектурные планы, словно бы специально созданные для неторопливого и умиротворенного разглядывания, тем не менее рассказывают отнюдь не праздничную историю жизни и разрушения двух кремлевских монастырей, разобранных в 1929 году. Большие статьи Юлии Ратомской и Зои Золотницкой вмещают пять веков архитектурного и культурного существования святынь, история которых пошагово совпадает с жизнью страны. Поэтому особенно трагично звучит заключительный очерк Анатолия Оксенюка о судьбе (читай: уничтожении) обителей в ХХ веке.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+