Ошибка Акакия Акакиевича

№49, январь 2017
№49
Материал из газеты

На выставке «Музейный детектив» в Иоанновском равелине Петропавловской крепости(Музей истории Санкт-Петербурга) показывают примеры нестандартных атрибуций. Самая интересная связана с портретом кисти Ивана Крамского

В ходе исторических пертурбаций портрет великого князя Владимира Александровича, написанный Иваном Крамским в 1885 г., утратил имена не только изображенного на холсте, но и художника. Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
В ходе исторических пертурбаций портрет великого князя Владимира Александровича, написанный Иваном Крамским в 1885 г., утратил имена не только изображенного на холсте, но и художника.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Выставка «Музейный детектив» в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб) состоит из 24 экспонатов: картин, графических листов, произведений прикладного искусства и бытовых предметов. По каждому проведена исследовательская работа научных сотрудников и хранителей. Процесс установления авторства, изображенного места, а иногда и назначения того или иного предмета музейщики сравнили с работой детективов.

Главным экспонатом стал портрет великого князя Владимира Александровича, написанный Иваном Крамским в 1885 году по заказу государственного секретаря Александра Половцева для собственного собрания. В истории обретения имени автора портрета замешана судьба его нынешнего владельца, точнее, его предшественников.

Музей истории Санкт-Петербурга считает датой своего основания 1908 год, когда художник и критик Александр Бенуа и его товарищи, обеспокоенные варварской капиталистической застройкой российской столицы, создали Музей старого Петербурга. Собирали среди прочего архитектурные детали домов, шедших под снос. Кстати, нынешние активисты сохранения наследия используют тексты Бенуа: поправки на время не требуются.

После революции в Аничковом дворце был создан музей урбанистики, названный Музеем города. В него вошло как собранное Бенуа, так и национализированное прикладное искусство из дворянских особняков и императорского дворца. В 1928 году Музей города закрыли, искусство распродали через Всероссийский экспортный фонд. Он стал первым в Ленинграде репрессированным музеем, на 20 лет раньше Музея блокады. Иногда в ГМИ СПб звонят, предлагают купить вещи с его старыми клеймами.

К счастью, сохранилась архитектурная графика, например гравюры Пиранези. Этот фонд стал основой Музея истории и развития Ленинграда, созданного в 1938 году. Но только на рубеже 1950–1960-х годов его собрание получило половину Петропавловской крепости. Быстрыми, насколько было возможно в то время, темпами музей начал восстанавливать историческую и бытовую коллекции. Именно тогда из Эрмитажа поступил, как не особо ценный, портрет великого князя Владимира Александровича кисти неизвестного художника. Не будь потребности в пополнении фондов музея истории города, еще неизвестно, стал бы кто-либо им интересоваться.

Несколько лет назад сотрудники ГМИ СПб обратили внимание, что среди старых открыток, изданных Общиной Святой Евгении, есть репродукция похожего портрета с указанием автора и местонахождения: «Иван Крамской, Романовская галерея Зимнего дворца». Художник обычно подписывал свои работы, но бывали исключения.

Из воспоминаний Половцева известно, что великий князь позировал Крамскому. Известно также, что в 1910 году наследники Половцева передали в Эрмитаж его коллекции. Дальнейшая цепочка перемещений портрета могла выглядеть так: после революции он попал в Музейный фонд, оттуда ненадолго в Русский музей, потом снова в Эрмитаж.

Выпадало одно важное логическое звено: забытой оказалась картина Крамского, а вернуться мог и другой портрет, пусть и очень похожий. Конечно, проводились технологические экспертизы, но требовалось документальное доказательство. На подрамнике портрета стоит нынешний инвентарный номер ГМИ СПб, два номера с литерами «ГЭ» и еще один — «7209», сделанный черной краской по холсту, без литер. Именно за него и зацепились. После долгих поисков в недрах Эрмитажа и сопоставления разных инвентарных книг была обнаружена ошибка переписчика, сделанная предположительно в 1890-е годы. В одной книге против цифр 7209 указано имя Крамского, а в следующей книге его нет.

Мелкий клерк Акакий Акакиевич, знаменитый персонаж гоголевской «Шинели», был мастером копирования. «Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты…» Однако и мастера допускают ошибки. 

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+