18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Гостеприимный грузинский авангард

№49
Материал из газеты

На выставке в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина с 8 декабря можно увидеть работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили и других грузинских модернистов

Атмосфера «маленького Парижа», как называли Тифлис в начале ХХ века, породила плеяду замечательных поэтов и художников. Авангардные эксперименты достигли берегов Куры в конце 1910-х годов. Сначала они проявились в литературе, а затем распространились на все виды искусства, театр и кинематограф.

Точками распространения новых форм стали артистические кафе Тифлиса, где выступали поэты Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Осип Мандельштам и Владимир Маяковский. Местные же художники украшали росписями интерьеры этих заведений.

Важным импульсом стало открытие в 1912 году для русской и европейской публики самобытного гения Нико Пиросмани. Петербуржец Михаил Ле-Дантю и тифлисец поэт-футурист Илья Зданевич были первыми, кто сопоставил работы Пиросмани с известными им по собранию Сергея Щукина произведениями французского художника-самоучки Анри Руссо. Впрочем, необычайный культурный расцвет Тифлиса первых трех десятилетий ХХ века вряд ли можно определить как единое явление: слишком разными были творческие методы примитивиста Пиросмани, кубофутуриста Зданевича, «парижанина из Тбилиси» Ладо Гудиашвили и модерниста Давида Какабадзе. Кроме того, грузинский авангард очень сильно укоренен в национальной традиции, основанной на религиозном искусстве и реализме XIX века.

Совместная инициатива ГМИИ им. А.С.Пушкина и фонда U-Art, учрежденного коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми, экспозиция грузинского искусства первой трети ХХ века развернется на трех этажах Музея личных коллекций.

На выставке также будут представлены работы из собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Государственного музея искусства народов Востока, Российской государственной библиотеки, Российского государственного архива литературы и искусства, киностудии «Грузия-фильм», а также из нескольких известных частных собраний: Арчила Геловани, Игоря Сановича, Валентина Шустера, Александра Джапаридзе, Ираклия Андроникова, Манашеровых и других коллекционеров.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+