18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи будут строить на частные деньги

Государственно-частное партнерство (ГЧП) как новая форма сотрудничества предпринимателей и государства в сфере культуры обсуждалось на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме. О перспективах ГЧП на симпозиуме «Современное искусство: специфика глобального культурного обмена» говорили руководитель Музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Сергей Перов, председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства Павел Селезнев, а также представители Минкультуры и бизнеса. На встрече был заключен договор о сотрудничестве между Центром развития ГЧП и РОСИЗО, а Сергей Перов объявил, что реализация программы ГЧП в сфере культуры начнется с филиалов Государственного центра современного искусства по всей стране.

Одним из первых проектов этой программы станет строительство долгожданного здания ГЦСИ на Ходынке, стоимость возведения которого сегодня оценивается в 16,2 млрд руб. По словам Перова, потенциальные инвесторы для этого дорогостоящего здания уже «на карандаше» у РОСИЗО. Еще один стратегический проект РОСИЗО — строительство по всей России сети межмузейных депозитариев. По замыслу РОСИЗО это должны быть многофункциональные объекты, в которых будут не только храниться и реставрироваться произведения искусства, но и развернется выставочная и образовательная деятельность. По словам Сергея Перова, назрела серьезная потребность в новых депозитариях: только в Москве музеям не хватает порядка 300 тыс. кв. м для хранения. Строительство одного из московских депозитариев планируется на Люблинской улице.

В будущем году РОСИЗО определит те объекты культурного наследия или институции, которые примут участие в программе ГЧП, и пилотные проекты, которые будут реализованы в 2018–2019 годах. Полноценная работа программы планируется на 2020–2022 годы. Комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова, на днях назначенная директором регионального развития РОСИЗО, сообщила, что в следующем году филиалы ГЦСИ должны открыться в Крыму и во Владивостоке.

Закон о ГЧП выступил в силу 1 января этого года. Государственно-частное партнерство — это несколько вариантов совместной работы государства и бизнеса, направленных на развитие общественной инфраструктуры: социальной, транспортной, энергетической, коммунальной, культурной. При этом бизнес, то есть частный партнер, участвует в проекте не только в качестве инвестора, но и «применяет свои компетенции для управления объектами общественной инфраструктуры и оказания публичных услуг». Участники симпозиума подчеркивали, что ГЧП в сфере культуры не равно приватизации. При желании государство сохраняет за собой право собственности на объект — такая форма ГЧП называется концессионной. В России уже реализуется более 1 тыс. проектов в рамках государственно-частного партнерства, которые привлекли 700 млрд руб. частных инвестиций. В сфере культуры на сегодняшний день реализуется 33 проекта такого рода, объем инвестиции в которые составляет 2,5 млрд руб.

Павел Селезнев посетовал, что одной из главных проблем при реализации ГЧП является не привлечение инвесторов и подрядчиков, а поиск оператора, который бы занимался эксплуатацией построенной или отреставрированной площадки. В течение полугода Центр развития ГЧП совместно с РОСИЗО отберет объекты, которые войдут в программу, и начнет поиск эксплуатирующих компаний.

Участники встречи обратили внимание и на другие, не менее актуальные вопросы, связанные с перспективами ГЧП. Активно обсуждался вопрос оценки эффективности культурных проектов, с которым предприниматели обращаются к государству. Предприниматель Герман Титов рассказал о попытке открыть частный центр современного искусства в центре Вологды. Местные чиновники, по его словам, не поддержали начинание, так как оно было заведомо финансово неэффективным. Титов также уточнил, что в заявку не разрешено включать дополнительные формы заработка институции: кафе, книжный магазин и т.д. Свои предложения по улучшению ситуации бизнесмен передал присутствующему на симпозиуме замминистра культуры Александру Журавскому.

Опасения по поводу управления созданными в рамках государственно-частного партнерства институциями возникли у двух директоров столичных музеев. Руководитель Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов и глава Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова обратили внимание на противоречие в словах Селезнева о том, что ГЧП можно считать «новой формой госзаказа». Белов поинтересовался, не будет ли в этом случае государственный заказчик диктовать свои условия работы культурному проекту. По словам директора «Гаража», отношение к государственно-частному партнерству как к форме госзаказа может дискредитировать саму идею равного партнерства бизнеса и власти.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
4
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
В «ГЭС-2» идет выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2». Мы поговорили с ее приглашенным сокуратором Зельфирой Трегуловой о том, как складывался этот сложносоставной рассказ об идее, что двигает русский гений
08.10.2024
Зельфира Трегулова: «Русский гений умеет доводить мысль до абсолюта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+