Арт-уик-энд в Амстердаме: увидеть все и не попасть под велосипед

Ярмарка PАN, открытые мастерские в Королевской академии художеств, вернисажи в галереях, музейные премьеры — что можно увидеть за пару дней в Амстердаме во время Amsterdam Art Weekend и после, рассказывает главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова

Давно известный как мировая столица дизайна, Амстердам осваивает и новые поприща. Теперь этот город заявляет о себе и как о столице современного искусства. Уже в пятый раз там проводится Amsterdam Art Weekend (24–27 ноября) — инициатива, объединившая более 50 участников, в их числе музеи, галереи, резиденции художников, которые специально открывают для публики в эти дни. Куда пойти в Амстердаме любителям современного искусства, читайте ниже.


EYE Filmmuseum. Photo: Maarten Noordijk
EYE Filmmuseum. Photo: Maarten Noordijk

Музей Eye («Глаз»): кино и искусство в одном модернистском флаконе

Открытый в 2012 году музей кино Eye — местный фетиш. Он расположен так, что не мог не стать достопримечательностью (как Тейт Модерн в Лондоне), — на берегу реки Эй в модернистском районе Оверхукс, напротив главного вокзала.

Новейшая архитектура приспособлена для того, чтобы любоваться видами через стеклянные стены. Огромное музейное кафе-ресторан расположено террасами, его украшают гигантские светильники в форме звезд от Олафура Элиассона. В здании четыре кинотеатра, выставочный зал, магазин и все необходимое для релакса, летом даже можно загорать на террасах. Это единственный в городе музей, который работает без выходных и допоздна — в отдельные дни до 10–11 часов вечера, а вход, за исключением выставок и специальных сеансов, бесплатный.

EYE Filmmuseum
EYE Filmmuseum

Куратор Иап Гюлдемонд рассказывает: «Все началось с того, что в 1990-е многие кинематографисты стали заходить на территорию искусства, а художники все больше тяготеть к кино. Вот на этом стыке мы и делаем выставки». Например, открытая сейчас выставка «Целлулоид» поэтизирует уходящую натуру будок киномехаников и рвущейся кинопленки, застывающей в странных стоп-кадрах.

Коллекция музея состоит из 40 тыс. фильмов и связанных с кино архивных материалов: афиш, саундтреков, фотографий. До того как стать музеем, «Глаз» был национальным киноархивом, и теперь этим собранием стало гораздо легче пользоваться.

www.eyefilm.nl


Foam Fotografiemuseum
Foam Fotografiemuseum

Музей FOAM: рассадник молодой фотографии

Foam Fotografiemuseum
Foam Fotografiemuseum

Музей, чье название-аббревиатура с английского переводится как «пена», выглядит побратимом Московского дома фотографии, только основан на пять лет позже, в 2002 году (и, кстати, FOAM принимал у себя выставку Александра Родченко от московских коллег).

Музей занимает сразу три старинных дома в центре города на канале Кейзерсграхт. Все началось с того, что в XIX веке в одном из этих зданий жил коллекционер Карел Йоcеф Фодор, который основал частный музей. Впоследствии его собрание стало частью Стеделейк-музея, а в этих зданиях размещались разные художественные институции, в 1980-е даже проходили перформансы Марины Абрамович и Улая.

Внутри это настоящий лабиринт залов, связанных крутыми деревянными лесенками. Помимо международных звезд вроде Ай Вэйвэя, чья выставка открыта в FOAM сейчас, здесь можно увидеть много новых героев (например, историю албанской династии фотографов Маруби). На самой верхотуре расположен небольшой зал, где продаются отпечатки известных и начинающих фотографов по цене от €100 до €1 тыс.

FOAM magazine cover
FOAM magazine cover

Музей гордится своей программой «Талант» для молодых фотографов со всего мира. Ежегодно он объявляет открытый конкурс и отбирает перспективные заявки. Попавшие в число 25 самых талантливых публикуются в сборнике и имеют шанс на выставку в музее, а также на участие в ярмарке Unseen Photo («Невиданное фото»).

www.foam.org


PAN Amsterdam. MACRO X. Rómulo Caldron. Rutger Brandt Gallery
PAN Amsterdam. MACRO X. Rómulo Caldron. Rutger Brandt Gallery

Ярмарка PAN: антиквариат, приправленный дизайном

Национальная художественная ярмарка PAN (Pictura Antiquairs Nationaal), названная 30 лет назад итальянскими словами Pittura Antica, то есть живопись старых мастеров, сегодня позиционирует себя гораздо шире — как ярмарка живописи, древностей и дизайна. По размаху (45 тыс. посетителей) и лоску она вполне может конкурировать со знаменитой TEFAF в Маастрихте, но, в отличие от последней, международной, представляет в основном своих, голландских галеристов. Хотя тут рады и иностранным гостям.

PAN Amsterdam. Willem Van de Velde de Oude. BIJL-VAN URK BV
PAN Amsterdam. Willem Van de Velde de Oude. BIJL-VAN URK BV

В этот раз (с 24 по 27 ноября) ярмарка собрала в выставочном центре RAI более 120 участников. Здесь нет никакой сегрегации по темам и разделам, все перемешано: делфтский фарфор, азиатские ковры, живопись малых и очень малых голландцев. Хотя предлагали и раннюю вещицу самого большого голландца — Винсента Ван Гога примерно за €3 млн, но это, скорее, исключение из правила. «Цены очень умеренные, — шепчет гид. — Здесь можно найти то же самое, что в Маастрихте, но дешевле». Поверим ему на слово. Популярностью у коллекционеров тут, видимо, пользуется и современный вариант живописи в духе старых мастеров — натюрморты Хенка Хелмантела, удивительно верного последователя традиции. Но что действительно стоит увидеть, так это современный и часто парадоксальный голландский дизайн — от ювелирных украшений до мебели, собранной из старых досок, которой прославился на весь мир Пит Хейн Эйк. Теперь этот успешный дизайнер стал еще и галеристом — он подбирает к своей экологической мебели соответствующее современное искусство, также часто сделанное из чего-то бывшего.

www.pan.nl


Королевская академия. Мастерские / Милена Орлова
Королевская академия. Мастерские / Милена Орлова

Королевская академия художеств: открытые мастерские

Королевская академия. Мастерские / Милена Орлова
Королевская академия. Мастерские / Милена Орлова

К арт-уик-энду приурочены и дни открытых дверей в Рейксакадемии. Последние годы это почтенное учебное заведение (основана в 1870 году) работает по новой модели: никаких лекций и рисовальных классов, зато все возможности для развития карьеры и осуществления самых смелых арт-проектов. Система двухгодичных резиденций предполагает отбор художников на конкурсной основе. Счастливчикам предоставляется полный пансион, жилье и прекрасные студии в реконструированном здании старинной казармы. «Мы получаем до 15 тыс. заявок в год, — рассказывает руководитель программы резиденций Мартейнтье Халлманн. — Из них отбираем 45 самых интересных художников. Нас интересуют люди на взлете карьеры, те, кто уже понимает свой путь в искусстве, но еще не слишком знаменит и нуждается в помощи и советах. Средний возраст — 27–35 лет, хотя был случай, когда к нам попала начинающая художница из Берлина. Ей было 59 лет, и она нам всем дала жару». Примерно половина резидентов — из Голландии, другая — из самых разных стран. Например, со следующего года в казарму въедет наша восходящая звезда Полина Канис.

Королевская академия. Мастерские / Милена Орлова
Королевская академия. Мастерские / Милена Орлова

Художники готовятся к дням открытых дверей — не просто драют свои мастерские, но делают в них мини-персоналки. Среди нынешних резидентов — экспрессивный японец-панк, который от лица своего персонажа поет с экрана дикие песни, которые, по авторскому определению, «никому не нужны и забываются сразу после прослушивания», французская видеоартистка, несколько лет подряд тайно снимающая религиозный праздник в одной неизвестной стране, африканский виртуоз орнаментальной живописи и многие-многие другие.

Стажировка стоит €25 тыс. в год, но Халлманн призывает всех не стесняться и пытаться искать финансовую поддержку в различных фондах и институциях, в чем академия тоже готова помочь.

www.rijksakademie.nl


Opening of Jordan Wolfson at Stedelijk Museum during AmsterdamArt Weekend 2016. Photo: Fabian Landewee
Opening of Jordan Wolfson at Stedelijk Museum during AmsterdamArt Weekend 2016. Photo: Fabian Landewee

Стеделейк: музей, пестующий новое

Jordan Wolfson: MANIC / LOVE.The Stedelijk Museum Amsterdam
Jordan Wolfson: MANIC / LOVE.The Stedelijk Museum Amsterdam

От своих соседей по Музейной площади, Рейксмузеума и Музея Ван Гога, Стеделейк-музей отличается не только экстравагантным внешним видом (после реконструкции к старому зданию было пристроено крыло в виде гигантской белой ванны), но и смелой выставочной программой. Так, к арт-уик-энду подгадали открытие выставки «Мания/любовь» Джордана Вольфсона (до 29 января, вторая часть «Правда/любовь» открывается 18 февраля). Это первая музейная выставка 37-летнего американца, уже ставшего новой интернациональной звездой. И этим очень гордится директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф: «Джордан Вольфсон — один из наиболее выдающихся умов и впечатляющих художников своего поколения. В Стеделейке мы наслаждаемся работой с молодыми современными художниками, которые отражают нашу современную жизнь. Эта выставка — то, что все должны увидеть». В справедливости слов директора можно легко убедиться, посмотрев на аниматронную инсталляцию «Раскрашенная скульптура» — гвоздь выставки Джордана. Гигантская марионетка — рыжеволосый курносый мальчик, цепями привязанный к конструкции, напоминающей не то каток, не то стадион, сначала весело пляшет, а потом, ведомый неизвестной силой, с грохотом, скрежеща цепями, падает лицом вниз. Много раз. При этом голубые глаза куклы, в которые вмонтированы специальные видеоэкраны, кажется, следят за реакцией зрителя. Весьма дорогостоящий и технически сложный аттракцион производит сильное впечатление. Такое зрелище не смог пропустить даже куратор Жан-Юбер Мартен, приехавший на превью. «Что ж, это художник того же уровня, что и Тэнгли, но в своем поколении», — размышляет он. Выставка кинетических машин классика жанра — Жана Тэнгли открыта в музее до марта. Одна из движущихся рисовальных машин воспроизведена в детской комнате, чтобы чадам было чем заняться, пока взрослые знакомятся с новейшим мировым искусством.

www.stedelijk.nl


Talk by Fernando Sánchez Castilloabout his work at gallery tegenboschvanvredenduring Amsterdam Art Weekend 2016. Photo: Maarten Nauw
Talk by Fernando Sánchez Castilloabout his work at gallery tegenboschvanvredenduring Amsterdam Art Weekend 2016. Photo: Maarten Nauw

Галереи: богемный Йордан

Если вы уже отстояли самую длинную очередь в Амстердаме — в музей Анны Франк, то можно отправиться в богемный Йордан — район, где на небольшом пятачке между улицами Принсенграхт и Розенграхт сосредоточены галереи современного искусства. Полутора десятка галерей достаточно, чтобы познакомиться с местной художественной сценой. История района очень типична: когда-то бедняцкая эмигрантская клоака теперь стала престижным убежищем творческой буржуазии, понаоткрывавшей модных лавок, кафе, ну и, естественно, галерей.

Dustin Yelllin onview at Grimm Gallery during Amsterdam Art Weekend 2016. Photo: Maarten Nauw.
Dustin Yelllin onview at Grimm Gallery during Amsterdam Art Weekend 2016. Photo: Maarten Nauw.

Уровень показываемого варьируется от милой женской живописи про себя любимую до социальных проектов про резню в Мехико. Присоединившиеся к арт-уик-энду галереи в очередной раз доказывают космополитизм современного искусства. Так, самой яркой звездой среди экспонентов оказался маститый афробританец Айзек Джулиан, художник и куратор. Но, в отличие от прошлой Венецианской биеннале, где он показывал почти абстрактный видеопроект про холод и снег, в галерее Ron Mandos демонстрируют его раннюю, 1989 года, и весьма откровенную гомоэротическую историю «В поисках Лэнгстона» — фотографии и видео, исполненные в черно-белой эстетике немого кино, вдохновленные стихами Лэнгстона Хьюза, афроамериканского поэта. В других галереях экспериментируют с тем, как сделать скульптуры из тыкв и железа, или показывают странноватую, но интригующую живопись.

Больше подробностей об Art Weekend Amsterdam вы найдете здесь.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+