Давно известный как мировая столица дизайна, Амстердам осваивает и новые поприща. Теперь этот город заявляет о себе и как о столице современного искусства. Уже в пятый раз там проводится Amsterdam Art Weekend (24–27 ноября) — инициатива, объединившая более 50 участников, в их числе музеи, галереи, резиденции художников, которые специально открывают для публики в эти дни. Куда пойти в Амстердаме любителям современного искусства, читайте ниже.
Открытый в 2012 году музей кино Eye — местный фетиш. Он расположен так, что не мог не стать достопримечательностью (как Тейт Модерн в Лондоне), — на берегу реки Эй в модернистском районе Оверхукс, напротив главного вокзала.
Новейшая архитектура приспособлена для того, чтобы любоваться видами через стеклянные стены. Огромное музейное кафе-ресторан расположено террасами, его украшают гигантские светильники в форме звезд от Олафура Элиассона. В здании четыре кинотеатра, выставочный зал, магазин и все необходимое для релакса, летом даже можно загорать на террасах. Это единственный в городе музей, который работает без выходных и допоздна — в отдельные дни до 10–11 часов вечера, а вход, за исключением выставок и специальных сеансов, бесплатный.
Куратор Иап Гюлдемонд рассказывает: «Все началось с того, что в 1990-е многие кинематографисты стали заходить на территорию искусства, а художники все больше тяготеть к кино. Вот на этом стыке мы и делаем выставки». Например, открытая сейчас выставка «Целлулоид» поэтизирует уходящую натуру будок киномехаников и рвущейся кинопленки, застывающей в странных стоп-кадрах.
Коллекция музея состоит из 40 тыс. фильмов и связанных с кино архивных материалов: афиш, саундтреков, фотографий. До того как стать музеем, «Глаз» был национальным киноархивом, и теперь этим собранием стало гораздо легче пользоваться.
Музей, чье название-аббревиатура с английского переводится как «пена», выглядит побратимом Московского дома фотографии, только основан на пять лет позже, в 2002 году (и, кстати, FOAM принимал у себя выставку Александра Родченко от московских коллег).
Музей занимает сразу три старинных дома в центре города на канале Кейзерсграхт. Все началось с того, что в XIX веке в одном из этих зданий жил коллекционер Карел Йоcеф Фодор, который основал частный музей. Впоследствии его собрание стало частью Стеделейк-музея, а в этих зданиях размещались разные художественные институции, в 1980-е даже проходили перформансы Марины Абрамович и Улая.
Внутри это настоящий лабиринт залов, связанных крутыми деревянными лесенками. Помимо международных звезд вроде Ай Вэйвэя, чья выставка открыта в FOAM сейчас, здесь можно увидеть много новых героев (например, историю албанской династии фотографов Маруби). На самой верхотуре расположен небольшой зал, где продаются отпечатки известных и начинающих фотографов по цене от €100 до €1 тыс.
Музей гордится своей программой «Талант» для молодых фотографов со всего мира. Ежегодно он объявляет открытый конкурс и отбирает перспективные заявки. Попавшие в число 25 самых талантливых публикуются в сборнике и имеют шанс на выставку в музее, а также на участие в ярмарке Unseen Photo («Невиданное фото»).
Национальная художественная ярмарка PAN (Pictura Antiquairs Nationaal), названная 30 лет назад итальянскими словами Pittura Antica, то есть живопись старых мастеров, сегодня позиционирует себя гораздо шире — как ярмарка живописи, древностей и дизайна. По размаху (45 тыс. посетителей) и лоску она вполне может конкурировать со знаменитой TEFAF в Маастрихте, но, в отличие от последней, международной, представляет в основном своих, голландских галеристов. Хотя тут рады и иностранным гостям.
В этот раз (с 24 по 27 ноября) ярмарка собрала в выставочном центре RAI более 120 участников. Здесь нет никакой сегрегации по темам и разделам, все перемешано: делфтский фарфор, азиатские ковры, живопись малых и очень малых голландцев. Хотя предлагали и раннюю вещицу самого большого голландца — Винсента Ван Гога примерно за €3 млн, но это, скорее, исключение из правила. «Цены очень умеренные, — шепчет гид. — Здесь можно найти то же самое, что в Маастрихте, но дешевле». Поверим ему на слово. Популярностью у коллекционеров тут, видимо, пользуется и современный вариант живописи в духе старых мастеров — натюрморты Хенка Хелмантела, удивительно верного последователя традиции. Но что действительно стоит увидеть, так это современный и часто парадоксальный голландский дизайн — от ювелирных украшений до мебели, собранной из старых досок, которой прославился на весь мир Пит Хейн Эйк. Теперь этот успешный дизайнер стал еще и галеристом — он подбирает к своей экологической мебели соответствующее современное искусство, также часто сделанное из чего-то бывшего.
К арт-уик-энду приурочены и дни открытых дверей в Рейксакадемии. Последние годы это почтенное учебное заведение (основана в 1870 году) работает по новой модели: никаких лекций и рисовальных классов, зато все возможности для развития карьеры и осуществления самых смелых арт-проектов. Система двухгодичных резиденций предполагает отбор художников на конкурсной основе. Счастливчикам предоставляется полный пансион, жилье и прекрасные студии в реконструированном здании старинной казармы. «Мы получаем до 15 тыс. заявок в год, — рассказывает руководитель программы резиденций Мартейнтье Халлманн. — Из них отбираем 45 самых интересных художников. Нас интересуют люди на взлете карьеры, те, кто уже понимает свой путь в искусстве, но еще не слишком знаменит и нуждается в помощи и советах. Средний возраст — 27–35 лет, хотя был случай, когда к нам попала начинающая художница из Берлина. Ей было 59 лет, и она нам всем дала жару». Примерно половина резидентов — из Голландии, другая — из самых разных стран. Например, со следующего года в казарму въедет наша восходящая звезда Полина Канис.
Художники готовятся к дням открытых дверей — не просто драют свои мастерские, но делают в них мини-персоналки. Среди нынешних резидентов — экспрессивный японец-панк, который от лица своего персонажа поет с экрана дикие песни, которые, по авторскому определению, «никому не нужны и забываются сразу после прослушивания», французская видеоартистка, несколько лет подряд тайно снимающая религиозный праздник в одной неизвестной стране, африканский виртуоз орнаментальной живописи и многие-многие другие.
Стажировка стоит €25 тыс. в год, но Халлманн призывает всех не стесняться и пытаться искать финансовую поддержку в различных фондах и институциях, в чем академия тоже готова помочь.
От своих соседей по Музейной площади, Рейксмузеума и Музея Ван Гога, Стеделейк-музей отличается не только экстравагантным внешним видом (после реконструкции к старому зданию было пристроено крыло в виде гигантской белой ванны), но и смелой выставочной программой. Так, к арт-уик-энду подгадали открытие выставки «Мания/любовь» Джордана Вольфсона (до 29 января, вторая часть «Правда/любовь» открывается 18 февраля). Это первая музейная выставка 37-летнего американца, уже ставшего новой интернациональной звездой. И этим очень гордится директор Стеделейк-музея Беатрикс Руф: «Джордан Вольфсон — один из наиболее выдающихся умов и впечатляющих художников своего поколения. В Стеделейке мы наслаждаемся работой с молодыми современными художниками, которые отражают нашу современную жизнь. Эта выставка — то, что все должны увидеть». В справедливости слов директора можно легко убедиться, посмотрев на аниматронную инсталляцию «Раскрашенная скульптура» — гвоздь выставки Джордана. Гигантская марионетка — рыжеволосый курносый мальчик, цепями привязанный к конструкции, напоминающей не то каток, не то стадион, сначала весело пляшет, а потом, ведомый неизвестной силой, с грохотом, скрежеща цепями, падает лицом вниз. Много раз. При этом голубые глаза куклы, в которые вмонтированы специальные видеоэкраны, кажется, следят за реакцией зрителя. Весьма дорогостоящий и технически сложный аттракцион производит сильное впечатление. Такое зрелище не смог пропустить даже куратор Жан-Юбер Мартен, приехавший на превью. «Что ж, это художник того же уровня, что и Тэнгли, но в своем поколении», — размышляет он. Выставка кинетических машин классика жанра — Жана Тэнгли открыта в музее до марта. Одна из движущихся рисовальных машин воспроизведена в детской комнате, чтобы чадам было чем заняться, пока взрослые знакомятся с новейшим мировым искусством.
Если вы уже отстояли самую длинную очередь в Амстердаме — в музей Анны Франк, то можно отправиться в богемный Йордан — район, где на небольшом пятачке между улицами Принсенграхт и Розенграхт сосредоточены галереи современного искусства. Полутора десятка галерей достаточно, чтобы познакомиться с местной художественной сценой. История района очень типична: когда-то бедняцкая эмигрантская клоака теперь стала престижным убежищем творческой буржуазии, понаоткрывавшей модных лавок, кафе, ну и, естественно, галерей.
Уровень показываемого варьируется от милой женской живописи про себя любимую до социальных проектов про резню в Мехико. Присоединившиеся к арт-уик-энду галереи в очередной раз доказывают космополитизм современного искусства. Так, самой яркой звездой среди экспонентов оказался маститый афробританец Айзек Джулиан, художник и куратор. Но, в отличие от прошлой Венецианской биеннале, где он показывал почти абстрактный видеопроект про холод и снег, в галерее Ron Mandos демонстрируют его раннюю, 1989 года, и весьма откровенную гомоэротическую историю «В поисках Лэнгстона» — фотографии и видео, исполненные в черно-белой эстетике немого кино, вдохновленные стихами Лэнгстона Хьюза, афроамериканского поэта. В других галереях экспериментируют с тем, как сделать скульптуры из тыкв и железа, или показывают странноватую, но интригующую живопись.
Больше подробностей об Art Weekend Amsterdam вы найдете здесь.