18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Авангард по-прежнему самое дорогое русское искусство

На аукционе Sotheby’s в Лондоне установлены новые рекорды цен для художников русского авангарда. Работа Александра Родченко продана за £3,6 млн, Ильи Чашника — за £2,4 млн

Коллекция произведений русского авангарда, которой стартовали русские торги Sotheby’s, себя более чем оправдала. Впечатляюще, за £3,6 млн, продана «Конструкция № 95» 1919 года Александра Родченко, с желтой сеткой на алом фоне, она стала самой дорогой из работ русского конструктивиста, проданных на аукционах. Но этого все ждали, недаром полотно было предварительно оценено в £2,5–3,5 млн. Неожиданностью же стало невероятное, в 20 раз, повышение цены на «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» Ильи Чашника — работу, созданную около 1920 года из дерева, бумаги, картона и стекла с тонировкой красной и черной тушью. Эстимейт для нее был £100–150 тыс., но после продолжительного торга, в котором участвовали покупатели из зала и по телефону, державший молоток лорд Марк Полтимор триумфально продал ее за £2,4 млн (везде указана итоговая цена, с процентами аукционного дома). Произведения верного ученика Казимира Малевича очень редко продаются: короткая, всего 27 лет, жизнь художника, почти полное уничтожение архивов «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) в Витебске во время Великой Отечественной войны — как следствие работ Чашника осталось крайне мало.

Кроме того, и происхождение у супрематического рельефа достойное — от сына художника (который устроил первую выставку отца в 1978 году в Дюссельдорфе) через руки художника-кинетиста и коллекционера Льва Нусберга, репутацию собрания которого, правда, едва не испортил так ничем и не закончившийся спор о подлинности некоторых работ с галеристом Гари Татинцяном.

Вообще, все 26 лотов, которые были представлены как «работы из частной европейской коллекции», хорошо характеризуют собравшего их человека: имена принципиальные, произведения, может, и небольшие (много графики), зато знаковые. Поэтому все были распроданы с превышением эстимейтов (кроме абстракции Владимира Стенберга, видимо слишком дорого оцененной в £800 тыс. — £1,2 млн, и клочка ткани по дизайну Варвары Степановой).

Для произведений Лазаря Хидекеля, одного из главных последователей Малевича в УНОВИС, также поставлен рекорд — £26,6 тыс. при эстимейте £12–18 тыс. Сумма скромная, но Хидекеля на арт-рынке знают плохо, его работ в частных коллекциях почти что и нет. По-видимому, тот круг чернилами на бумаге, что продан на аукционе, и есть «супрема», один из основополагающих элементов супрематизма. В центре круга — отверстие; предполагается, что по этому эскизу мог быть выполнен некий объект, который при вращении давал специально рассчитанный визуальный эффект.

Традиционный раздел аукциона с живописью русского академизма прошел спокойно. Иван Айвазовский еще раз подтвердил свою притягательность для коллекционеров (его полотно лидировало вчера и на аукционе Christie’s): «Берег Ялты» 1851 года продан за £488 тыс. (при эстимейте £300–500 тыс.). Подорожала и другая «Ялта», 1990 года — «тряпочка» (живопись на ткани) Тимура Новикова. Раздел искусства второй половины ХХ века тоже пользовался умеренной популярностью, среди соцреалистов ожидаемо лидировали нагие мальчики Александра Дейнеки («В Донбассе», 1954, £422 тыс.).

В отдельный каталог была выделена коллекция произведений художников-нонконформистов, собранная Яковом и Кендой Бар-Гера. Самыми дорогими стали работы Олега Целкова, Михаила Шварцмана и Владимира Вейсберга, «Белый радиоприемник на белой скатерти» которого продан за £75 тыс.

Всего аукцион русской живописи и графики Sotheby’s собрал £12,5 млн.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+