Восстанавливается церковь в Зимнем дворце

Государственный Эрмитаж соберет в одном месте произведения религиозного искусства и даст верующим возможность молиться перед ними. Музей планирует к 2014 году завершить реконструкцию Большой церкви Зимнего дворца, придворного собора Спаса Нерукотворного. До революции 1917 года она была домовой церковью русских императоров, а позже стала одним из музейных залов.

Завершение реставрации Большой церкви Зимнего дворца будет приурочено к 250-летнему юбилею музея, основанного Екатериной II. В октябре был объявлен конкурс на реставрацию церковного помещения, которое до самого последнего времени использовалось как выставочная площадка. Реставрация иконостаса, разобранного при советской власти, ведется с 2012 года.

Собор Спаса Нерукотворного — одна из немногих сохранившихся частей первоначального Зимнего дворца, спроектированного Бартоломео Карло Растрелли. Над украшением церкви работали итальянские живописцы и резчики, а также Иван Вишняков; эскизы иконостаса и кафедры разработал сам Растрелли. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался Василием Стасовым, значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше.

После реставрации в церкви можно будет увидеть придворное искусство императорского двора, которое украшало ее до 1917 года. Христиане получат возможность молиться перед иконами.

По словам Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, иконостас выжил практически чудом: его фрагменты попали в разные отделы музея. Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, сообщил в сентябрьском интервью радио «Эхо Москвы», что наиболее ценные иконы будут экспонироваться в Большой церкви как в религиозном помещении и это позволит и молиться перед ними, и рассматривать их как художественные объекты.

Как и другие российские музеи, Эрмитаж на-ходится в сложных отношениях с Русской православной
церковью, поскольку последняя заявляет о своих правах на иконы и святыни, попавшие в музейные коллекции при советской власти.

Слава Романовых

Большая церковь изображена на картине маслом, на акварели и на рисунке XIX века, которые и легли в основу реконструкции ее интерьера. На картине Лаурица Туксена изображена свадьба Николая II и Александры Федоровны, состоявшаяся в 1894 го-ду. «На заднем плане видна икона святых Тита и Поликарпа, — рассказывает Федоров. — Она была написана в середине XIX века в память о чудесном спасении Александра II во время одного из покушений». По его словам, эта икона в свое время висела в Большой церкви.

Валерий Лукин, главный архитектор Эрмитажа, который курирует проект, подчеркивает уникальность восстановленного интерьера: публика фактически сможет увидеть творение Растрелли, отреставрированное Стасо-вым. В церковь вернут четыре деревянных канделябра работы Растрелли, переживших пожар; каждый из них имеет более 3 м в высоту. В трапезной разместится выставочный зал, где будут экспонироваться реликвии Романовых. Лукин подчеркивает, что реставраторы имеют дело с религиозным зданием и, даже несмотря на то что его не планируют превращать в действующий храм, все характерные особенности церковного устройства в нем будут сохранены. ‡

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+