18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ярмарка non/fiction как книжкин новый год

18-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction пройдет в Москве в Центральном доме художника с 30 ноября по 4 декабря. О новинках и оживлении российского книжного рынка размышляет Дмитрий Бавильский

Все уже привыкли к тому, что новый год в книгоиздательской отрасли наступает на месяц раньше — на ярмарке non/fiction, которая на этот раз проводится в Центральном доме художника с 30 ноября по 4 декабря

Время проведения non/fiction выбрано идеально — незадолго до новогодних и рождественских праздников, наиболее подаркоемкого сезона. Умные книжники стараются выпустить к этому времени самые важные свои новинки, чтобы читатели смогли увидеть на стендах и стеллажах лучшие книги и альбомы минувшего года (некоторые издатели, впрочем, завозят в ЦДХ также букинистику), а критики — сформулировать очередные моды и тренды. Вся эта информация переварится как раз к макушке года, и нет лучшей рекомендации для покупателя, чем «эта книжка стала хитом последней non/fiction».

Справка

Дмитрий Бавильский

Редактор разделов «Музей», «Реставрация», «Книги» The Art Newspaper Russia. Дважды лауреат премии журнала «Новый мир» (2006, 2009), обладатель Премии Андрея Белого (2014).

Еще…

Критики и литературные обозреватели отмечают практически небывалое количество новинок, заслуживающих первоочередного внимания. Критик Галина Юзефович, предваряя свой традиционный список «книг, без которых нельзя уходить с ярмарки non/fiction», радостно пишет, что редакция «Медузы» разрешила ей выйти за рамки привычных 20 позиций. В последнем Weekend (пятничное приложение к газете «Коммерсантъ») критики Игорь Гулин и Лиза Биргер предлагают свой список. В него вошло 55 горячих, с пылу с жару, новинок (17 из них — издания, предназначенные детям). Искусствоведческие монографии, альбомы и выставочные каталоги, на которые стоит обратить внимание, можно найти в книжном разделе нашей газеты. Мы рецензируем самые интересные новинки круглогодично, лучшие из них вошли в лонг-лист Ежегодной премии The Art Newspaper Russia, а наши статьи вполне могут служить рекомендациями к поиску на ярмарке. Причем не только русскоязычной литературы. Хотя, конечно, в первую очередь нас интересуют достижения отечественных издательств. Тем более что в этом году отмечается зримое восстановление российского книжного рынка, постоянно падавшего начиная с кризиса 2009 года, а значит, новых изданий будет более чем достаточно. По итогам этого года общий рост в денежном выражении может составить 7–8%, до 80 млрд руб., причем без учета того, что закупается на бюджетные средства.

Между прочим, в России (и здесь мы снова идем своим, особым путем) растет и рынок электронных изданий. Во всем мире продажи электронных книг достигли своего пика, повсеместно наблюдается откат к бумаге, и только в России объем «электронки» может достичь к концу года 2,5 млрд руб. — против 1,7 млрд руб. в 2015-м. Годовой рост, составляющий 47%, тем не менее не влияет на продажи «бумажных носителей», несмотря на постоянный рост цен. Возможно, это связано с разнообразием нынешнего ассортимента, когда любой читатель может найти себе книгу по вкусу. И весьма кстати, что широта издательского диапазона связана прежде всего с умной и серьезной литературой, традиционно привечаемой на ярмарке в ЦДХ. Вал коммерческих поделок, конечно, неостановим, однако внимания к нему с каждым годом все меньше и меньше. Хочется думать, что читательская аудитория медленно, но верно переходит от количественных показателей к качественным. Что видно даже по оформлению новых книг: издатели все чаще задумываются о книжном дизайне, все серьезнее и тщательнее вкладываются в разработку обложек и верстки.

Сегодняшний книжный бум хочется сравнить с музейным — с его очередями на выставки и бескрайним выставочным сезоном, когда большие ретроспективы открываются даже летом, в пересменку. В трудные времена возникает особенная необходимость в подлинности и несуетности, когда важны явления, выставки или издания, способные помочь пережить сложности текущего момента и прикоснуться к вечным ценностям. Из-за них можно и в уличной очереди перед ЦДХ постоять, причем как со стороны Третьяковки на Крымском Валу, так и у входа на книжную выставку-ярмарку.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+