18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

5 проектов реконструкции столичных кинотеатров

Сроки реставрации московских кинотеатров — памятников архитектуры переносятся, меняются подрядчики, здания переходят к новым владельцам. На фоне этих новостей мы решили выяснить, что происходит с реконструкцией знаковых кинозалов столицы

Кинотеатр «Художественный»

В начале ноября на одном из заседаний комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы было объявлено, что для кинотеатра «Художественный», реставрация которого была приостановлена в 2015 году, утверждается новая проектно-сметная документация. На его реконструкцию будет выделено 870 млн руб., а завершится она, предположительно, в будущем году.

Самый первый кинотеатр Москвы, построенный архитектором Николаем Благовещенским и открытый в 1909 году, пользовался невероятным успехом. К 1912 году он был перестроен по проекту Федора Шехтеля, его вместимость увеличилась с 400 до 900 зрителей. Архитектор изменил фасад, оформил входные группы пилястрами, античными барельефами и виньетками, тем самым превратив кинотеатр в один из главных столичных образцов неоклассической архитектуры. В послевоенные годы у здания появился новый фасад, а с ним менялись и интерьеры.

Вернуть кинотеатру прежний облик было решено в 2014 году. Проект разрабатывался бюро Wowhaus, известным работой над кинотеатром «Пионер» на Кутузовском проспекте, а тендер на проведение реставрации выиграла компания «Сианстрой». Однако уже в конце следующего года контракт был расторгнут заказчиком, ГБУЧ «Московское кино»: «Сианстрой» отклонялась от утвержденного графика почти на пять месяцев и нарушала технологические процессы ведения работ. Сегодня неизвестно, кто является действующим подрядчиком и по какому проекту будет продолжаться реконструкция. Как ответили TANR в «Московском кино», любую информацию, касающуюся реконструкции и реставрации «Художественного», можно узнать только в Департаменте культуры города Москвы. TANR не удалось получить оперативный комментарий департамента. В бюро Wowhaus тоже не знают о будущем проекта: пока с ними никто не связывался. Тем не менее, как в начале года заявлял руководитель департамента Александр Кибовский, реконструкция «Художественного» должна завершиться в 2017 году.


Кинотеатр «Родина»

План реставрации действующего объекта культурного наследия регионального значения тоже должен воплотиться в жизнь в ближайшем будущем: проект был согласован в Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) 24 октября этого года. Девелопером выступает ADG Group, известная тем, что разрабатывает проекты реконструкции 39 старых районных кинотеатров по всей Москве (см. ниже). «Сейчас мы находимся в поиске подрядчика, в декабре будет точное понимание компании. Реставрационные работы должны быть проведены максимально бережно и с полным соответствием изначальной концепции», — так от лица управляющей проектами по реновации кинотеатров Ольги Захаровой прокомментировал текущую ситуацию с «Родиной» представитель ADG Group.

Пожар в 2003 году нанес кинотеатру, памятнику постконструктивизма, созданному в 1938 году архитекторами Яковом Корнфельдом и Виктором Калмыковым, колоссальный ущерб: безвозвратно утрачена большая часть декора внутренних помещений, навсегда закрыли плоскую крышу, где раньше располагались кафе и кинозал под открытым небом.

Как уточнил председатель Москомэкспертизы Валерий Леонов, «зданию в ходе реставрации вернут прежний вид, будет восстановлено декоративное оформление фасадов, а также воссоздано ограждение парадных лестниц». В кинотеатре позаботятся о комфортных условиях для маломобильных групп населения, в частности в зале будут оборудованы специальные места для лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом, согласно проекту, в здании появятся кафе, сувенирный магазин, выставочная зона и танцпол.


Кинотеатр «Форум»

Кинотеатр «Форум» — младший брат «Художественного»: в нем нашли отражение художественные приемы, которые использовал архитектор Федор Шехтель. Здание в стиле неоклассицизма было построено пятью годами позднее — в 1914 году по проекту Федора Кольбе. В советское время кинотеатр был одним из самых популярных центров культурной жизни Москвы. Например, здесь в конце 1960-х прошел первый публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной». Известна точная дата последнего киносеанса в «Форуме» — 24 сентября 1994 года. В брошенном на произвол судьбы здании в 2002 году был сильный пожар, с тех пор оно тихо разрушалось под строительной сеткой. В марте 2013 года о кинотеатре вспомнили, признали его объектом культурного наследия регионального значения и включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. В том же году руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский на заседании столичного правительства обещал, что «Форуму» вернут прежний облик, а его полная реконструкция завершится в конце 2016 года. Проект с 2013 года разрабатывала компания Rose Group, которая отказалась давать TANR какие-либо комментарий о ходе реставрации и возможных сроках ее завершения.


Кинотеатр «Ударник»

Кинотеатр, в котором с 2012 года ежегодно проходит вручение Премии Кандинского и который по плану главы фонда BREUS Foundation, коллекционера Шалвы Бреуса должен был стать музеем современного искусства, пока находится в неопределенном состоянии.

«Ударник» стал первым кинотеатром, предназначенным для демонстрации звукового кино, а также был главной площадкой Московского международного кинофестиваля. Построенный по проекту Бориса Иофана как часть архитектурного комплекса Дома на набережной, «Ударник» был самым крупным в то время кинотеатром Москвы: он вмещал 1,5 тыс. зрителей. Особое внимание обращал на себя знаменитый потолок-купол, который, по легенде, в первый и последний раз раздвинули на открытии; механизм заклинило, и впоследствии никто не занялся его починкой.

Кинотеатр был сдан в аренду компании «Каро» в 2005 году, а с 2010 года все показы в нем были приостановлены. Идея сделать из кинотеатра музей до сих пор не покидает Шалву Бреуса, который арендовал здание позднее и хотел полностью выкупить на торгах, объявленных Департаментом города Москвы по конкурентной политике в 2015 году. Но столичные власти отозвали памятник конструктивизма с аукциона. В силу вступил закон, согласно которому в конкурсной документации следовало учитывать новую форму охранного обязательства собственника, причем на тот момент, надо добавить, эта форма даже не была утверждена Минкультом РФ.

Проект бельгийского бюро Robbrecht en Darm architecten, которое выиграло конкурс на реставрацию кинотеатра в 2014 году, предполагал минимальное вмешательство в его исторический облик. Будет ли реализован проект, сегодня неизвестно. Между тем на здание, как сообщил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы Евгений Герасимов, уже претендует Госфильмофонд России, в ведении которого находится кинотеатр «Иллюзион». Последний договор аренды «Ударника» истекает в июле 2019 года, и пока ни гендиректор Госфильмофонда Николай Бородачев, ни Шалва Бреус своими планами относительно кинотеатра не делятся.


Районные кинотеатры («Бирюсинка», «Варшава», «Волга», «Киргизия», «Орбита», «София» и другие)

О планах относительно старых районных кинотеатров, многие из которых являются памятниками советского модернизма, тоже известно немногое. Все 39 зданий в руках у одной компании — ADG Group, которая выкупила их у Правительства Москвы в 2014 году, желая превратить непосещаемые места в «районные смарт-центры».

«Выход на стройку состоится в начале 2017 года, при этом первые районные смарт-центры откроют свои двери уже в 2018 году. Все 39 объектов сохранят свои названия и будут введены в эксплуатацию в 2019 году», — так прокомментировала ситуацию для TANR Динара Муртазаева, PR-директор компании. Площадь каждого здания увеличится почти в три раза: в комплекс войдут торгово-развлекательные объекты, так что для «культурной составляющей» (а это и есть сам кинотеатр) останется всего 30%, и это уже согласовано компанией со столичными властями. От старого облика сооружений вряд ли что-нибудь останется — все в угоду «изменившемуся портрету потребителя». Возможно, обставить кинотеатр рынком, магазинами кухонной утвари, барами и ресторанами — единственная возможность привлечь людей в кино. О концепции и наполнении каждой отдельной площадки в ADG Group обещали подробно сообщить на конференции еще в начале ноября, но перенесли встречу с прессой на неопределенный срок.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+