18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Десять из ста лучших фотографий

Американский журнал Time отобрал сто самых важных фотографий всех времен. Мы решили остановиться на десяти кадрах, имеющих отношение к России или оказавших влияние на историю искусства

Проект 100 Photographs — это история самых значимых снимков: от первой в мире фотографии Жозефа Ньепса «Вид из окна» 1826 года до кадра с мертвым сирийским мальчиком Аланом Курди, который был сделан в 2015 году и стал символом трагедии всех беженцев. Помимо истории создания каждой фотографии, на сайт выложены 20 документальных фильмов о некоторых из них. Журналисты, а также фотографы, историки и кураторы объяснили свой выбор: «Каждая из этих фотографий является поворотным пунктом в нашем человеческом опыте».


Жозеф Ньепс. «Вид из окна»

Говорят, что первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1822 году. Однако до нас дошел лишь снимок 1826 года, когда Ньепс начал использовать вместо медных и цинковых пластин сплав олова со свинцом. Экспозиция длилась восемь часов, зато изобретатель впервые в истории обошелся без услуг художника и зафиксировал точное изображение объекта, «нарисованное» светом.


Луи Дагер. «Бульвар дю Тампль»

Снимок считается первым изображением человека, хотя его на нем даже не видно. Именно Дагер запатентовал 19 августа 1839 года метод создания фотографии (дагеротипию), и теперь каждый год эта дата отмечается как Всемирный день фотографии. Существует легенда, что художник Поль Деларош, узнав о дагеротипии, воскликнул: «Живопись умерла с этого дня».


Эдвард Мейбридж. «Лошадь в движении»

Мейбридж придумал снимать на несколько камер сразу. Его «хронофотографии» оказали огромное влияние не только на импрессионизм (Эдгар Дега с огромным вниманием изучал снимки автора, фрагментирующие движение), но и на рождение кинематографа, вдохновив, например, братьев Люмьеров, для которых книга Мейбриджа «Человек в движении» была одной из любимых.


Эдвард Стейхен. «Лунный свет в пруду»

Именно пиктореалисты (термин появился в 1869 году) провозгласили фотографию произведением искусства, а фотографа — настоящим художником. Фотографы кисточкой накладывали соли серебра, в работе имитировали технику рисунка, гравюры, живописи. Эдвард Стейхен и Альфред Стиглиц, основавшие знаменитую группу «Фотосецессион», в конце концов, добились признания фотографии как вида высокого искусства. В 2006 году первый выполненный ночью цветной снимок авторства Стейхена был продан на аукционе Sotheby’s за $3 млн.


Дмитрий Бальтерманц. «Горе»

В рейтинг Time вошли две фотографии наших соотечественников, и одна из них — советского фотокорреспондента родом из Варшавы Дмитрия Бальтерманца. Фотограф и журналист, он оказал огромное влияние на жанр фоторепортажа, снимая не только духоподъемные сюжеты, но страдания и смерть. «Огоньковские» обложки Бальтерманца вырезали и вешали дома вместо картин. Фотограф создал визуальный язык, понятный не только советским, но и западным зрителям, поэтому еще при жизни у него прошло много выставок за границей, его знали и любили многие мэтры фотографии, например Анри Картье-Брессон, Джозеф Куделка (снимки которых тоже вошли в сотню) и Марк Рибу.


Евгений Халдей. «Знамя Победы над Рейхстагом»

Евгений Халдей со своей камерой Leica прошел всю войну, все 1418 дней, от Мурманска до Берлина. Даже зная, что кадр «Знамя Победы над Рейхстагом» был постановочным, нельзя отрицать огромный вклад, который фотограф внес в историческое наследие нашей страны. На международном фестивале фотожурналистики во Франции фотографу была присуждена почетная награда — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».


Филипп Халсман. «Дали Атомикус»

Родоначальник сюрреализма в фотографии, художник, который в прямом смысле заставил попрыгать всех — от актеров до президентов. Дружба фотографа с Сальвадором Дали длилась более 30 лет, и за эти годы они вместе создали множество уникальных снимков. Этот кадр был вдохновлен картиной Дали «Атомная Леда», и это прекрасный пример того, как важно упорство в любом деле. Прежде чем идея удалась, автор сделал 28 неудачных кадров.


Гарольд Эджертон. «Корона молочной капли»

«Не надо делать из меня художника, все, что меня интересует, это факты и только они», — говорил Эджертон про свои работы, но снимки с зависшими воздухе каплями и взрывами, от фруктовых до атомных, все равно приобретали статус произведений искусства. Благодаря Эджертону и изобретенной им фотовспышке идея фиксировать мимолетное, лелеемая Мейбриджем, получила свое максимальное воплощение.


Ричард Принс. «Ковбой»

Один из самых высокооплачиваемых примеров использования поп-арта в фотографии (на аукционе Christie’s в 2005 году отпечаток этого снимка продали за $1,2 млн). Ныне здравствующий художник продолжает исследовать проблему оригинальности в искусстве и предлагать миру новые произведения в жанре апроприации, выручая за это неплохие суммы. Из последних достижений — проданные по $100 тыс. кадры случайных пользователей Instagram.


Андреас Гурски. «99 центов»

Изображая западную цивилизацию во всей ее численной, серийной и обезличенной форме, Гурски остается перфекционистом, и производство его работ по стоимости приближается к их же миллионным ценам на аукционах. Не в пример Принсу, фотограф невероятно скрупулезен, и отдельные кадры, из которых он аккуратно склеивает исходник музейного формата, он ретуширует до мельчайших деталей. Пример именно художественной работы фотографа, снимки которого сегодня заменяют жанр исторической живописи.

Со всей сотней снимков, выбранных Time, можно познакомиться на сайте проекта 100 Photographs.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+