В Эрмитаже встретятся наука и искусство

В Эрмитаже стартовал совместный проект музея и Университета ИТМО — открытый международный семинар «Art&Science: Наука. Искусство. Музей». Предстоит серия из восьми встреч, посвященных взаимодействию науки и искусства, каждая из которых будет состоять из двух научно-популярных лекций

Фото: Государственный Эрмитаж
Фото: Государственный Эрмитаж

На первом семинаре 19 ноября атриум Главного штаба Эрмитажа был переполнен слушателями. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове так описал отношения науки и искусства: «В искусстве ничего доказать нельзя, но к этому надо стремиться, тогда оно будет лучше понятно и нам, и тем, кто приходит его смотреть. К сожалению, большая часть посетителей музея (и в этом мы еще раз убеждаемся) не всегда готова к тому, чтобы понимать сложности, и для этого будет очень полезно подключение науки, научного багажа и лексикона точных наук».

Собравшихся также приветствовал ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) Владимир Васильев, чьей инициативой стала подобная форма объединения искусства и науки, и декан факультета естественных наук Сергей Стафеев, сделавший краткое введение в тему под заголовком «Художник и знаток».

Знаточеству был посвящен и первый доклад. Физик и искусствовед Николас Исто возглавляет Art, Analysis & Research (AA&R) в Лондоне — лабораторию по исследованию живописных произведений физическими методами. Он рассказал о методах анализа живописных произведений путем съемки в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. Лаборатория во главе с Исто составила и издала «Компендиум пигментов», использовавшихся в живописи в различные эпохи. Вместе с коллегами он стал одним из тех, кто разоблачил в 2010 году мастера подделок Вольфганга Бельтракки, сделав анализ пигментов и сличив более 200 появившихся на аукционах работ фальсификатора. Николас Исто — телезвезда, один из главных участников телепрограммы Hidden Paintings на канале BBC, которая посвящена атрибуции неожиданно найденных картин.

Куратор галереи Arts Catalyst Клаудиа Ластра, прежде чем перейти к проектам галереи, сделала в своем выступлении беглый обзор генеалогии сайнс-арта, особо остановившись на «Девяти вечерах» в Нью-Йорке в 1966 году — совместном выступлении художников, среди которых были Роберт Раушенберг и Джон Кейдж, и инженеров во главе с Биллом Клювером. Многие из проектов, осуществленных галереей, принадлежат к тому же типу перформативных инсталляций (например, «Поэтический космос дыхания» Томаса Сарацено в 2007 году). Одна из работ последних лет, выполненная в 2016 году при участии художницы Тани Бругера и продемонстрированная Клаудией Ластрой собравшимся, называется «Полевые заметки», она представляет собой созданный художницей архив Arte Util, сосредоточенный на проблемах экологии.

Встречи в Эрмитаже будут проводиться до июня следующего года каждую третью субботу месяца.

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+