18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже встретятся наука и искусство

В Эрмитаже стартовал совместный проект музея и Университета ИТМО — открытый международный семинар «Art&Science: Наука. Искусство. Музей». Предстоит серия из восьми встреч, посвященных взаимодействию науки и искусства, каждая из которых будет состоять из двух научно-популярных лекций

На первом семинаре 19 ноября атриум Главного штаба Эрмитажа был переполнен слушателями. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский во вступительном слове так описал отношения науки и искусства: «В искусстве ничего доказать нельзя, но к этому надо стремиться, тогда оно будет лучше понятно и нам, и тем, кто приходит его смотреть. К сожалению, большая часть посетителей музея (и в этом мы еще раз убеждаемся) не всегда готова к тому, чтобы понимать сложности, и для этого будет очень полезно подключение науки, научного багажа и лексикона точных наук».

Собравшихся также приветствовал ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) Владимир Васильев, чьей инициативой стала подобная форма объединения искусства и науки, и декан факультета естественных наук Сергей Стафеев, сделавший краткое введение в тему под заголовком «Художник и знаток».

Знаточеству был посвящен и первый доклад. Физик и искусствовед Николас Исто возглавляет Art, Analysis & Research (AA&R) в Лондоне — лабораторию по исследованию живописных произведений физическими методами. Он рассказал о методах анализа живописных произведений путем съемки в инфракрасных, ультрафиолетовых и рентгеновских лучах. Лаборатория во главе с Исто составила и издала «Компендиум пигментов», использовавшихся в живописи в различные эпохи. Вместе с коллегами он стал одним из тех, кто разоблачил в 2010 году мастера подделок Вольфганга Бельтракки, сделав анализ пигментов и сличив более 200 появившихся на аукционах работ фальсификатора. Николас Исто — телезвезда, один из главных участников телепрограммы Hidden Paintings на канале BBC, которая посвящена атрибуции неожиданно найденных картин.

Куратор галереи Arts Catalyst Клаудиа Ластра, прежде чем перейти к проектам галереи, сделала в своем выступлении беглый обзор генеалогии сайнс-арта, особо остановившись на «Девяти вечерах» в Нью-Йорке в 1966 году — совместном выступлении художников, среди которых были Роберт Раушенберг и Джон Кейдж, и инженеров во главе с Биллом Клювером. Многие из проектов, осуществленных галереей, принадлежат к тому же типу перформативных инсталляций (например, «Поэтический космос дыхания» Томаса Сарасено в 2007 году). Одна из работ последних лет, выполненная в 2016 году при участии художницы Тани Бругера и продемонстрированная Клаудией Ластрой собравшимся, называется «Полевые заметки», она представляет собой созданный художницей архив Arte Util, сосредоточенный на проблемах экологии.

Встречи в Эрмитаже будут проводиться до июня следующего года каждую третью субботу месяца.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+