18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три европейских музея одновременно дают уроки рисования

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

Мода на рисунок в XVIII веке способствовала появлению выдающихся коллекций

Антуан Ватто. Набросок. Ок. 1718. / Teylers Museum, Haarlem
Антуан Ватто. Набросок. Ок. 1718. / Teylers Museum, Haarlem

В трех европейских городах одновременно открылись три выставки: Музей Бойманса — ван Бенингена в Роттердаме 120 рисунками из своей коллекции и 20 рисунками из других музеев отмечает 500-летие со дня рождения флорентийского мастера Возрождения Фра Бартоломео; Лувр на выставке «Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина» представляет 80 рисунков и 50 картин из собрания шведского посла во Франции Карла Густава Тессина; и наконец, третья выставка, «Антуан Ватто — рисовальщик» в Музее Штеделя во Франкфурте, представляет 50 рисунков знаменитого французского мастера. Что же объединяет эти выставки? Во-первых, две из них посвящены только рисунку, а во-вторых, за этими хрупкими шедеврами старого искусства стоят фигуры блестящих знатоков и собирателей рисунка и гравюры в первой половине XVIII века. Один из них — историк искусства и коллекционер Франческо Мария Никколо Габурри (1676–1742), собиравший гравюры и рисунки старых мастеров. В 1729 году он приобрел около 600 рисунков Фра Бартоломео, распределив их по трем папкам. Со временем две из них в полной сохранности через коллекционеров Фрица Кенига и Даниеля Георга Бенингена уже в ХХ веке попали в Музей Бойманса — ван Бенингена. Карлу Густаву Тессину, когда тот в 1715 году впервые оказался в Париже, собирать рисунок и гравюру посоветовал местный издатель Пьер-Жан Мариетт. Париж в ту пору был колыбелью зарождающегося класса буржуа, который собирал именно гравюры и рисунок (живопись и скульптура требовали других денег и оставались прерогативой аристократов). Всерьез же занявшись коллекционированием с 1728 года, Тессин в ­1741-м приобрел более 2 тыс. рисунков художников Болонской школы. Спустя 16 лет после смерти шведского дипломата большая часть его картин и рисунков старых мастеров попала в королевскую коллекцию и сейчас хранится в Национальном музее в Стокгольме, откуда и прибыла на выставку в Лувр. Что касается третьего сюжета, рисунков Антуана Ватто, то они пользовались огромным успехом еще при его жизни. На заре карьеры художнику покровительствовал банкир и коллекционер Пьер Кроза, давший ему крышу над головой и поручивший декорировать свою столовую. Работы Ватто активно покупал и торговец тканями Жан де Жюльен, после смерти художника издавший в двух томах (в 1728 и 1736 годах) в 622 иллюстрациях его наследие. Более тысячи рисунков Ватто широко разошлись по европейским коллекциям, больше всего их в Лувре и Британском музее. Однако рисунки углем для выставки в Музее Штеделя пришлось искать по всему миру.

Музей Штеделя
Антуан Ватто — рисовальщик

До 5 января 2017

Музей Бойманса – ван Бенингена
Фра Бартомолео, мастер флорентийского Высокого Возрождения

До 15 января 2017

Лувр
Швед в Париже XVIII века. Коллекция Тессина

До 16 января 2017

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+