18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Томас Гирст: «Мы считаем автомобили скульптурой на колесах»

Глава отдела культурных проектов BMW Group Томас Гирст в 2016 году стал «менеджером года в сфере культурных коммуникаций в Европе» по версии ведущей европейской консалтинговой компании Causale

В своей речи на вручении награды Томас Гирст подчеркнул важность «полной творческой свободы» для искусства и отказался от определения спонсорства как «простого денежного перевода». Этим летом The Art Newspaper взяла у него небольшое интервью об участниках программы BMW Art Car в 2016 году.

Расскажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать художник, чтобы стать участником BMW Art Car?

Должен сказать, когда я еще не работал в BMW, я знал об арт-автомобилях BMW, и я думал, что у нас был способ представить этот бренд в искусстве через… Понимаете, это не корпоративная промывка мозгов, когда все, что тебе нравится, cвязано с BMW. Меня всегда увлекала история арт-автомобилей BMW, и это здорово — взять на себя ответственность за них, потому что они были созданы не коллегами, работающими на рынке PR, а появились благодаря гонщику Эрве Пулену. Любовь к гоночным машинам была ему присуща наравне со страстью к творчеству художников, таких как Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Фрэнк Стелла, Александр Колдер — они все были друзьями Пулена. Представители BMW пообещали ему, что если он присоединится к их команде, то у него будут машины, расписанные художниками. Они даже не предполагали, что это может превратиться во что-то серьезное, но проект оказался успешным, Эрве стал любимцем публики. Мы уважаем эту гоночную традицию, и, когда мы выбираем художников, это не значит, что я или кто-то из BMW просто с ними разговаривает. Мы ограничены нашим корпоративным бизнесом, но есть люди, которые знают гораздо больше о современном искусстве, и мы доверяем их суждениям. Мы стремимся к тому, чтобы в нашем проекте участвовали представители всех континентов. Им мы предоставляем для работы гоночный автомобиль М6 GТ3. Раз и навсегда решено, что художники расписывают именно эту модель. Обычно каждый год в проекте участвует один художник, но в 2016 году отмечается 100-летие BMW, поэтому мы решили изменить традицию и выбрали двоих. Так уже бывало в прошлом, но не случалось в течение довольно долгого времени. Я думаю, особую интригу создает то, что один из этих двух участников проекта — молодая китайская современная художница Цао Фэй, а другой — один из отцов современного концептуального искусства Джон Балдессари из Соединенных Штатов. Это просто команда мечты!

Могут ли принять участие в BMW Art Car, например, активисты или художники, занимающиеся перформансом? Вы себе представляете такую ситуацию? Вы ведь написали книгу о дадаистах.

Я написал три книги о Марселе Дюшане. Да, прежде всего мы ничего не исключаем. Я думаю, искусство развивается, и оно больше не о раскрашивании автомобилей. Например, Цао Фэй работает с виртуальной реальностью. Поскольку искусство развивается и серии арт-автомобилей тоже развиваются, я ничего не исключаю. Я уверен только в том, что мы не приемлем всего, что связано с порнографией или расизмом. Таких проектов с художниками мы точно не хотим.

Что касается перформанса. Мне кажется любопытным, что искусство перформанса становится таким важным в эпоху, когда мы буквально живем в социальных сетях. Похоже, у публики в целом и у той ее части, что интересуется искусством, есть огромная потребность действительно видеть, и чувствовать, и даже обонять — быть частью чего-то человеческого, чего-то создающего впечатление. Что может быть красивее, чем движение тела в пространстве, хореография? BMW — партнер лондонской галереи Тейт, у нас есть программа под названием BMW Tate Live, она вся об искусстве перформанса. Поэтому я, скорее, представляю себе художников, которые стремятся стать участниками этой программы, чем художников-перформансистов, работающих с автомобилями.

А облик машины, от двигателя до формы капота, — это дизайн или искусство?

Это вопрос терминологии. Вы как журналист наверняка обращали внимание на то, что существуют слова, которые используются сейчас сплошь и рядом. Например, сегодня все всё курируют. То же самое справедливо в отношении искусства. Лично я считаю, что создание автомобиля ближе к дизайну. Как говорит наш дизайнер Карим Хабиб, автомобиль — это огромная командная работа сотен, тысяч деталей экстерьера и интерьера, материала. Инженерный аспект частично определяет дизайн, а частично дизайн определяем мы. Поэтому, когда какой-нибудь автозавод начинает говорить об автомобиле как об искусстве, мне это кажется самонадеянностью. В то же время нет проблем, если об искусстве автомобиля говорят художники. В «Манифесте футуризма» было заявлено: гоночный автомобиль, «несущийся, как шрапнель», прекраснее Ники Самофракийской. Мы в BMW, конечно, считаем арт-автомобили скульптурами на колесах. И есть целая, более чем 100-летняя история того, как художники увлекаются мобильностью, скоростью, звуком — атрибутами автомобиля. Помимо серий арт-автомобилей, есть сотни примеров того, как великие художники по всему миру имеют дело с этой тематикой. Это, конечно же, искусство. Как сотрудник корпорации я считаю автомобиль искусством. Мы делаем величайший дизайн на планете — почему бы не назвать вещи своими именами?

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+