18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обладательница премии Max Mara для художников-женщин: «Я хочу, чтобы меня считали феминисткой»

Художница Эмма Харт рассказала об особенностях итальянской семьи, тревожности, феминизме и проблемах женщин в арт-мире

Courtesy of Collezione Maramotti
Courtesy of Collezione Maramotti

В ноябре завершается итальянская арт-резиденция Эммы Харт — лауреата премии Max Mara Art Prize. Это одна из немногих наград, созданных специально для поддержки женщин в искусстве. Так, полугодовое пребывание в Италии оплачивается не только для самой победительницы, но и для ее семьи, чтобы художница могла не расставаться с близкими. Вторая часть награды — персональная выставка в лондонской галерее Whitechapel и позднее в Collezione Maramotti, над произведениями для которой художница работает во время резиденции. Эмма Харт рассказала TANR о своем проекте, миланской модели семейной психотерапии и опыте совмещения искусства и материнства.

Когда вы подавали заявку на премию Max Mara, вы выбрали семью в качестве темы своего исследования. Почему?

Меня всегда интересовало, как произведение искусства выстраивает отношения с людьми, которые на него смотрят, возможно ли взаимодействие с искусством на каком-то другом уровне, помимо визуального, и что происходит между тем, кто смотрит на работу, и самим произведением. Я вообще много думаю об отношениях. Я недавно стала матерью, у меня есть семья, и я размышляю о том, отличаются ли наши взаимоотношения с искусством от взаимоотношений внутри семьи. Помимо этого, очевидно, есть огромное количество стереотипов и даже мифов вокруг итальянской семьи, и я обратилась к теме, которая важна и для моих работ, и для Италии.

В рамках вашей резиденции вы изучали миланскую модель системной семейной психотерапии. Расскажите об этом опыте.

Одной из основательниц миланской модели системной семейной психотерапии стала в 1970-х годах Мара Сельвини Палаццоли, довольно радикальный и склонный к экспериментам ученый. Она сосредоточила свое внимание на отношениях внутри семьи и, например, заявляла, что не может лечить индивидуума или людей — только пространство между людьми, их отношения. Когда к ней обращались люди с ментальными расстройствами, она приглашала всю семью, чтобы воздействовать на всех вместе, а не на одного человека. Она разработала ряд методик, позволяющих понять, как люди относятся друг к другу. Для меня было важно, что это женщина-первопроходец в области психотерапии, жившая и работавшая в Италии, — все идеально сложилось для моего проекта.

Courtesy of Collezione Maramotti
Courtesy of Collezione Maramotti

Какой аспект семейных отношений вы хотели рассмотреть в своей работе?

Я в большей степени сосредотачиваюсь на том, как мы увязаем в своих привычках внутри отношений, формируем шаблоны поведения, и немалую роль здесь играет вопрос власти и подчинения. Мы можем вести себя, например, с мужем совершенно иначе, чем вели бы себя с друзьями. Я думаю о том, как мы влияем друг на друга внутри семьи.

Узнали что-то интересное об итальянских семьях?

На самом деле я не занималась отдельно итальянской семьей, но, пока путешествовала по стране, наблюдала. Это, конечно, обобщение, но я заметила, как веками сохраняется давление на личность со стороны семьи. Например, на надгробных камнях римлян перечислены все члены семьи покойного, все ушедшие предки и ныне живущие родственники. И до сих пор видно, как влияет на людей то, кем были их родители, кем были родители родителей; мне кажется, это тянется еще со времен Древнего Рима. Это применимо и к Великобритании.

Вы уже представляете, как будет выглядеть ваша выставка по результатам резиденции?

Да, но я бы хотела, чтобы она оставалась сюрпризом, так что много не расскажу. Я думала об идее влияния в общем, о том, как одни вещи могут влиять на другие, и одной из таких вещей для меня стал свет. Освещая предмет, мы какие-то его фрагменты видим лучше, а другие не замечаем. В клинике, которую я посещала в рамках резиденции, используются полупрозрачные зеркала, чтобы врачи имели возможность наблюдать за пациентами во время психотерапевтического сеанса. Врачи сидят в темноте, а кабинет по ту сторону зеркала освещен. Так появилась идея света. Я посмотрела очень много живописных работ Караваджо, прониклась его философией, рассматривала традиционные итальянские керамические лампы. И поняла: я буду работать с огромными лампами.

У вас есть маленькая дочь Глория. Она приехала в Италию с вами?

Да, она здесь со мной.

Марина Абрамович недавно заявила, что дети мешают заниматься искусством. Можете рассказать о своем опыте как художницы и мамы маленького ребенка?

В Лондоне, где, помимо художественной деятельности, я преподаю в колледже, совмещать все это довольно тяжело. Когда я стараюсь быть лучшей мамой, лучшей художницей и лучшей преподавательницей и провожу много времени, занимаясь чем-то одним, за этим всегда следует чувство вины — этого чувства вообще становится очень много с появлением ребенка. Сейчас в Фаэнце я просто отлично провожу время: дочь ходит в детский сад, у меня есть своя студия, я живу рядом с ней, и мне совершенно не хочется возвращаться в Великобританию. Здесь идеальные условия для того, чтобы сосредоточиться на работе, а Глории очень нравится в Италии, и она обожает пасту.

Конечно, совмещать материнство и искусство тяжело. Глория всегда занимает половину моих мыслей, и на работу остается только вторая часть. Очень важно, что у нас есть премия для художников-женщин, потому что конфликт между желанием иметь детей и желанием творить по-прежнему существует и всегда что-то одно страдает. Обычно это искусство, потому что ты, конечно, хочешь сделать больше для своего ребенка.

Я как раз хотела спросить, зачем, по-вашему, нужна специальная премия для женщин?

Я могу судить только о ситуации в Соединенном Королевстве, но факты говорят сами за себя. Если посмотреть статистику представленности в коммерческих галереях, на музейных выставках, в значимых коллекциях, женщины всегда будут в меньшинстве. Я преподаю в художественной школе, где 70% студентов — женщины, но только 30% женщин представлены в коммерческих галереях. Здесь абсолютно очевидна проблема. В Лондоне растить детей очень дорого, и в ситуации, когда ты пытаешься быть женщиной, иметь семью и работу, искусство всегда страдает. Может быть, премия Max Mara и не решит всех проблем, но по крайней мере она поднимает этот вопрос в общественном сознании.

Courtesy of Collezione Maramotti
Courtesy of Collezione Maramotti

Вы считаете себя феминисткой — как художница и в общечеловеческом смысле?

Да, конечно. Я не особенно начитанна в области политической теории феминизма, но вполне ощущаю себя феминисткой. Моя работа отражает мою жизнь и все то, что я переживаю как женщина. Я, конечно, хотела бы, чтобы меня считали феминисткой.

Ваши работы всегда связаны с телесными процессами: дыханием, потоотделением. Почему вы акцентируете внимание на них?

Меня интересует тревожность, тот момент, когда сталкивается тело и разум. Вы хотите выглядеть счастливым, но тревожность включает физиологическую и психическую реакцию: вы начинаете потеть, задевать предметы… Я сама очень неуклюжая; когда стараюсь выглядеть круто, начинаю потеть и в итоге просто разливаю свой напиток или вроде того. Это ужасно неловко. Я почти всегда себя так чувствую, вот почему хочу поговорить об этом.

В одном интервью вы сказали, что хотите, чтобы ваши работы действовали на физическом уровне, а не на интеллектуальном.

Я не то чтобы проповедую антиинтеллектуальный подход, у меня у самой научная степень, но я стремлюсь предложить зрителю не только визуальные, но и физические ощущения, создать реальную ситуацию взаимодействия. Мы представляем собой не только разум, но и тела, и эти тела неуклюжие, дурацкие, пухлые. Если мы описываем реальность только в терминах разума, мы упускаем из виду всю эту грязь и беспорядок. Я не собираюсь ни у кого отбирать книги, просто я хочу, чтобы искусство требовало физического ответа в той же степени, насколько и визуального. Я начинала как фотограф, потом много работала с видео, а в 2012 году впервые прикоснулась к глине и вдруг поняла, что это отличное средство отображения того бардака и хаоса, о котором мне хочется говорить.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
6
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+