18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дом Вхутемаса на Мясницкой объединил именитых жильцов

№48
Материал из газеты

Он в разное время приютил и вдохновлял Фалька, Лабаса и Родченко

Судьбы четырех художников, участников выставки, причудливо пересеклись в доме на Мясницкой. В знаменитом доме № 21, построенном архитектором Юшковым, располагался Вхутемас, кузница кадров русского авангарда. Там встретились юная художница и поэтесса Раиса Идельсон и профессор Роберт Фальк, там они полюбили друг друга и вскоре после знакомства поженились, там же, в квартире № 36, они прожили почти десять лет. Фальк написал несколько портретов своей жены. В юной черноволосой красавице совсем нет ничего от femme fatale. Расчесывающая волосы, стоящая у окна, Раиса выглядит задорной гимназисткой, далекой от образа роковой женщины. И лишь удивительное фальковское сфумато делает героиню портретов недосягаемой музой, а не обычной соседской девчонкой. В «Автопортрете с изумрудом» Идельсон, также показанном на выставке, чувствуется сильное влияние ее учителя и мужа. Та же загадочная полутень, полуоборот, полуулыбка, — несомненно, Раиса была способной ученицей. Однако ей не удалось в полной мере выразить свой талант. Уже с начала 1930‑х годов она была поглощена семейными проблемами и с тех пор фактически не выставлялась.

На выставку все же собрали редкие образцы ее живописи, театрально-декорационного жанра, прикладные работы. С 1939 года и до конца жизни она преподавала живопись во Всесоюзном доме народного творчества имени Н.К.Крупской. Продлившись счастливое десятилетие, брак Фалька и Идельсон  закончился разводом. Тут же во Вхутемасе Раиса встретила и своего второго мужа — не менее талантливого художника Александра Лабаса. Их отношения тоже не продлились долго: в 1935 году Лабас познакомился в Крыму с женщиной всей своей жизни — Леони Нойман. От времени брака Лабаса и Идельсон остались акварели, где Раиса изображена с их сыном Юлием. Есть среди работ того периода и автопортрет Лабаса в кругу семьи. Эти семейные зарисовки будут представлены публике впервые. Единственный не связанный путами Амура участник выставки — Александр Родченко — также жил на Мясницкой. Именно фотографируя балконы этого дома в 1925 году, он впервые применил свой знаменитый резкий ракурс.

Работы на выставку предоставили ведущие музеи страны: Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Московский музей современного искусства, музеи Краснодара, Курска, Ярославля. 

Галерея Artstory
Мясницкая, 21.
Перекрестки судеб. Раиса Идельсон, Роберт Фальк, Александр Лабас, Александр Родченко

10 ноября – 26 января 2017

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+