Спустя почти век русский парижанин Серж Поляков вновь покоряет французскую столицу

© Photo Daniel Mille
© Photo Daniel Mille

Воистину нынешний осенне-зимний сезон в Париже проходит под знаменем русского парижанина Сержа Полякова. В Музее современного искусства города Парижа открылась его ретроспектива Мечта форм. В экспозиции около 150 произведений, охватывающих период с 1946 по 1969 год. Это первая такого масштаба выставка Полякова с 1970 года. Соревнуясь с ней, и Музей Майоля выставил 150 гуашей художника, большинство которых из коллекции Дины Верни, легендарной музы Майоля, открывшей в 1947 году свою галерею. Здесь в 1950–1960-е годы выставлялись творения мэтров послевоенного «лирического» абстракционизма — так называемой второй парижской школы. В их число входил и Серж Поляков.

На ретроспективе в Музее современного искусства не только 70 живописных произведений и гуаши. В витринах — фотографии, афиши, а на экранах крутят отрывки из фильмов. А там Серж щиплет гитарные струны, сопровождая цыганские романсы. Художник в Париже вместе с братом Владимиром много лет зарабатывал на жизнь и краски, выступая по ночам в цыганских кабаре.

Сергей Поляков родился 8 (20) января 1900 года. Он был 13-м ребенком в семье коннозаводчика. Еще подростком начал рисовать и играть на гитаре. После революции семья перебралась в Тифлис, где Сергей аккомпанировал тетке, известной исполнительнице романсов. Выступал он затем с ней в Константинополе, Софии, Белграде, Вене и Берлине. Наконец, в 1923 году Серж Поляков прибыл в Париж и, как потом объяснял, «сразу понял, что дома».

С 1929 года Поляков начал посещать Академию Фрошо на Монмартре, затем «Гранд-Шомьер» на Монпарнасе. В 1939 году он полностью перешел к абстракции. Озарение пришло к нему в 1936 году в Лондоне, в египетском отделе Британского музея. Пытаясь постичь секреты древнеегипетской живописи, он проводил возле саркофагов долгие часы и даже попытался соскрести с крышки саркофага чешуйку левкаса. Эврика! Египтяне,  оказывается, не смешивали краски, но накладывали их тончайшими слоями. Эти-то наложения и придавали неповторимое свечение египетским росписям. Так Поляков открыл для себя технику, выделившую его работы на фоне всех тогдашних разновидностей абстракции. Его работы привели в восторг Василия Кандинского. «Я делаю ставку на Полякова», — объявил в 1938 году корифей абстракционизма. Однако Полякова слишком «ученая» (по его словам) концепция Кандинского не устраивала. «Если это абстрактное искусство, то оно не для меня», — заявил художник, на которого больше повлияли «симультанные» эксперименты Робера Делоне, у которого Поляков брал уроки в 1938 году. После он начал работать в своей манере: контрастами крупных цветовых зон, очерченных мягко-прихотливо, в теплом «византийском» регистре. Эти «композиции» привлекают не энергией мазка, а свечением колорита. Поляков добивался этого, составляя и смешивая пигменты — «зéмли», как делали это иконописцы. Его абстракции родственны иконописи гаммой, но не построением. Икона — окно. А у Полякова фигуры «движутся по кругу» — разбегаются от центра к периферии — в ключе египетской фрески. Их эпицентр нельзя считать в чистом виде геометрическим либо цветовым. Это некий сгусток энергии, квадратура круга, алхимия, музыка сфер.

Критик Шарль Эстьенн в 1946 году написал о картинах Полякова, что «они разноцветны и геометричны, напоминая ковры Бухары и Самарканда». Видимо, и сам художник почувствовал в тот период опасность, таившуюся в излишней декоративности своего стиля. Так пришел «сезон гуашей», которому посвящена выставка в Музее Майоля (до 9 февраля). Они зачастую даже сильнее некоторых его полотен. Работая именно в технике гуаши, Поляков приходит к новому этапу — открывает для себя превращение энергии цвета в материю. Разглядывая работы Полякова, зритель почти физически ощущает их вибрацию: каждый элемент строго вписан в общее целое, возвещая не множественность мира, но его непрерывность и неделимость.

Музей современного искусства города Парижа
Серж Поляков. Мечта форм

Париж
До 23 февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+