Российская государственная библиотека наследует Румянцевскому музею

№48, ноябрь-декабрь 2016
№48
Материал из газеты

В бывшей Ленинке начинают делать большие художественные выставки

Два китайских трактата с иллюстрациями будут показаны на выставке Книга глазами дизайнеров / Российская государственная библиотека
Два китайских трактата с иллюстрациями будут показаны на выставке Книга глазами дизайнеров / Российская государственная библиотека

Выставочную деятельность Российской государственной библиотеки (РГБ), бывшей Ленинки, ждут реформы: ученый совет принял новую концепцию развития, рассчитанную на пять лет. Она предполагает организацию и проведение выставок разного масштаба как в самой библиотеке, так и на других площадках, приведение экспозиций к единому стилю, а также внедрение мультимедийных технологий в показ книг, рукописей и графики, развитие образовательных проектов и расширение партнерских связей с отечественными и зарубежными библиотеками и музеями. РГБ уже заключила соглашение с Государственным литературным музеем для работы над выставкой «Конструируя будущее: детская книга 1920–1930-х годов» (до 25 ноября). Вместе с сотрудниками библиотеки проект готовила заместитель директора музея Ксения Белькевич.

Разработкой концепции занималась заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной работе Наталья Самойленко совместно с сотрудниками выставочного отдела и управлением специализированными фондами библиотеки — именно там сосредоточена большая часть самых ценных рукописей и изданий. «В наше время информацию мы получаем чаще всего не из бумажных книг, а по другим каналам, — рассказала TANR Наталья Самойленко. — Книга на наших глазах превращается в драгоценность, библиотека — из рабочего пространства в пещеру Али-Бабы. В настоящее время количество экскурсантов в РГБ приближается к количеству читателей. Хранители фондов интуитивно понимают, что сохранить можно только то, что общество воспринимает как ценность. И лучшего инструмента, чем современная выставка, для раскрытия ценности прошлого нет. В идеале выставка создается на основе исследования, после нее остается издание». Наталья Самойленко начала работу в РГБ в марте этого года после того, как ее сняли с должности директора Государственного музея-заповедника «Царицыно», который она возглавляла с 2013 года. В апреле она вернулась в музей-заповедник на должность главы нового отдела развития и творческих проектов, однако в октябре покинула ее в связи с расширением круга обязанностей в РГБ. Поводом к формированию новой концепции стало готовящееся открытие после капитального ремонта нового выставочного пространства — Ивановского зала, располагающегося рядом с домом Пашкова. Зал должен стать преемником Мос­ковского публичного и Румянцевского музея (1862–1924) — первого в городе общедоступного государственного музея. После революции музей расформировали, а на основе его библиотеки и отделения рукописей была создана Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина, нынешняя РГБ. Ивановский зал был частью построенной для музея в 1910-х картинной галереи. Его создавали специально для показа подаренной императором Александром II картины Александра Иванова «Явление Мессии» и эскизов к ней. По словам Самойленко, к теме музейного прошлого вернутся в следующем году. Запланирована выставка «Москва 1917 года: взгляд с Ваганьковского холма», в рамках которой посетителям расскажут, как жили в «окаянный» год музей и библиотека с ценнейшими коллекциями. Откроется же новое пространство выставкой «Книга глазами дизайнеров», для которой ведущие книжные дизайнеры совместно с библиотечными хранителями отобрали в фондах РГБ наиболее интересные, с их точки зрения, издания в диапазоне от XV до середины XX века.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля
08.10.2021
Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+