18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британия не собирается возвращать бабушку внукам

Наследники Греты Молль требуют, чтобы лондонская Национальная галерея вернула им портрет бабушки, а музей утверждает, что полотно Матисса стоимостью $30 млн «не является произведением искусства, незаконно присвоенным в эпоху нацизма»

Лондонская Национальная галерея оспаривает в нью-йоркском суде исковое заявление о праве собственности на портрет Греты Молль (1908) кисти Анри Матисса. Ее наследники утверждают, что картина была незаконно присвоена в обстоятельствах, напрямую связанных с последствиями нацизма в Европе.

В комментарии для The Art Newspaper директор галереи Габриеле Финальди заявил, что в данном случае «речь не идет о незаконном приобретении произведения искусства в эпоху нацизма», поскольку полотно Матисса оставалось в собственности Молль вплоть до 1947 года, отметив, что Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению не смог рассмотреть это дело, поскольку в область его компетенции не входят события, произошедшие после падения нацизма в 1945 году. Финальди уверен, что галерея является «законным собственником» полотна, которое сейчас находится в ее экспозиции.

Художники Грета Молль и ее супруг Оскар подвергались нападкам со стороны нацистских властей за так называемое дегенеративное искусство. Уже после войны, в 1947 году, Молль доверила полотно Матисса своей подруге Гертруде Джамарани, которая согласилась переправить его в Швейцарию, но в итоге, столкнувшись с финансовыми трудностями, оставила картину в залог одолженных денег. Пройдя через множество рук, в 1979 году портрет оказался в Национальной галерее, которая приобрела его за £450 тыс. В те времена проблеме провенанса придавали куда меньшее значение, чем сегодня, и ни у кого не возникло вопросов о том, каким именно образом картина перестала быть собственностью Молль.

Нью-йоркский адвокат Дэвид Роуленд, представляющий интересы троих наследников Молль, говорит, что «государственному музею не подобает иметь в собственности незаконно приобретенные или украденные произведения искусства», и в особенности работы, «утраченные в эпоху нацизма и при непосредственно связанных с ее последствиями обстоятельствах». Он оценивает полотно в более чем $30 млн.

Роуленд подал от имени наследников иск в суд Южного округа штата Нью-Йорк. Однако по мнению Финальди, это дело не следовало переносить в Нью-Йорк. «Национальная галерея находится в Лондоне, полотно было приобретено у местного дилера, и ни один из наследников не проживает на территории США», — сказал он. Финальди также добавил, что галерея будет требовать прекратить дело на основании «вопроса о его юрисдикции». Председатель попечительского совета лондонского музея Ханна Ротшильд пообещала, что попечители «будут твердо отстаивать свою позицию по этому иску в интересах британской публики».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+