18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Лондонская Национальная галерея не хочет отдавать Матисса

Национальная галерея в Лондоне отклонила притязания на портрет кисти Анри Матисса, уцелевший во время бомбардировок Германии в ходе Второй мировой войны. Потомки модели, художницы Греты Молль, утверждают, что картина была незаконно присвоена, после того как подруга семьи вывезла ее из советского сектора в Берлине в Швейцарию в 1947 году.

Справка

Из Берлина в Лондон

Грета и Оскар Молль входили в число пяти учеников Анри Матисса, когда он начал давать уроки живописи в парижской студии в 1908 году. Оскар заказал Матиссу портрет своей 23-летней жены. Перед Первой мировой войной художник и молодая пара стали близкими друзьями.

В 1949 году портрет Греты Молль приобрела Сара Блаффер, дочь основателя нефтяной компании Texaco. Позднее полотно было продано некоему швейцарскому коллекционеру. В 1979 году Национальная галерея купила его у лондонского дилера Лефевра. Большая часть стоимости картины, на тот момент составлявшей £450 тыс., была выплачена благодаря государственной субсидии.

Еще…

Национальная галерея приобрела «Портрет Греты Молль» (1908) — полотно, занимающее важное место в наследии Анри Матисса, — в 1979 году. По словам представительницы музея, у них «безупречные права на эту картину». В 1997 году Национальная галерея передала работу в долгосрочное пользование галерее Тейт. До сентября этого года там она и находилась в составе коллекции ХХ века, сейчас картина временно перенесена в хранилище.

Нью-йоркский адвокат Дэвид Роуленд, представляющий интересы наследников Молль, обратился к британским властям с официальной просьбой о возвращении картины. В случае если она не будет удовлетворена, «семья Молль подаст в соответствующий суд иск к Национальной галерее и Соединенному Королевству с требованием вернуть полотно», объясняет Роуленд, уточняя, что его обращение должен рассмотреть Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению. Однако область компетенции совета ограничивается периодом нацизма (1933–1945), так что утрата, случившаяся в 1947 году, не подпадает под его юрисдикцию.

Доверено подруге

История полотна после Второй мировой войны сложна и запутанна. В 1937 году нацисты обвинили Молль и ее мужа Оскара (оба они были художниками нееврейского происхождения) в создании «дегенеративного искусства». Тем не менее супруги пережили войну, хотя их берлинский дом был разбомблен. В начале 1947 года они приняли решение переехать в Уэльс, где жила одна из их дочерей, но в августе того же года Оскар скончался.

Портрет, который супруги хранили как зеницу ока на протяжении почти 40 лет, был единственным сколь-нибудь ценным имуществом Греты Молль. Оказавшись после раздела Берлина в советском секторе, она опасалась получить отказ на вывоз полотна в Великобританию. Поэтому доверила его своей подруге Гертруде Джамарани, ехавшей к мужу в Иран через Швейцарию. Та согласилась переправить работу в Цюрих швейцарскому дилеру. Считается, что это была галеристка Хайди Фолмеллер.

В Швейцарии Джамарани оказалась в затруднительном положении, поскольку местные власти препятствовали ее выезду с маленьким ребенком в Иран. У нее кончились деньги, и она заняла их у дилера под залог картины. По-видимому, позднее галеристка продала работу. Дочери Молль Бригитта и Мелита считают, что в конце 1940-х годов их мать предпринимала попытки вернуть полотно и обращалась к швейцарским властям.

В 1979 году, через два года после смерти Греты, ее портрет оказался в Национальной галерее. Дочери располагали лишь обрывочной информацией о событиях 1947 года и опасались сложностей, которые могли возникнуть в связи с подачей официального требования. До недавнего времени они практически ничего не предпринимали, пока несколько лет назад за их дело не взялся Роуленд.

Лакмусовая бумажка

Теперь потомкам Молль предстоит решить, обращаться ли с этим делом в суд. Они могут столкнуться с двумя проблемами: во-первых, каким образом предоставить достаточный фактический материал об утрате картины в 1947 году, и во-вторых, как объяснить, почему они не начали действовать в 1979 году, сразу после приобретения работы Национальной галереей?

В связи с этим делом возникает и вопрос о том, почему в 1979 году галерея не стала выяснять, как портрет оказался не в собственности семьи Молль. Несмотря на то что тогда о незаконном присвоении имущества в период нацизма беспокоились куда меньше, чем сегодня, музей был обязан запросить дополнительную информацию о том, почему портрет был продан в неспокойные 1940-е, хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что приобретает его у законных владельцев.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+