Парадоксальная судьба миниатюрного промысла

В Государственном музее палехского искусства 27 октября открылась выставка «Монументальный Палех: фрески советских дворцов»

Когда и как миниатюрный Палех стал монументальным? Сколько всего за четыре предвоенных года сделано росписей? В каких городах можно и сейчас увидеть монументальный Палех 1930-х годов? Какие истории и драмы разворачивались за фасадами советских дворцов? Наконец, почему «Пушкин — наш!»?

Нынешняя выставка в Государственном музее палехского искусства в поселке Палех Ивановской области открывает публике монументальные произведения, созданные в 1936–1941 годах в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербург), Горьком (Нижний Новгород), Иванове, Кисловодске, Рыбинске, Свердловске (Екатеринбург), Саратове, Ярославле художниками — основателями палехского стиля.

Совместный проект фонда «Артель.Палех» и Государственного музея палехского искусства подводит итоги большой исследовательской работы. В экспозиции представлены эскизы росписей, архивные свидетельства и фотографии современного состояния старинной теперь уже живописи. Лишь в трех из девяти обследованных городов, хранивших на стенах своих общественных зданий монументальные палехские работы, росписи остались в первозданном состоянии: в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Петербурге, в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге и в Ивановском дворце пионеров.

Судьба остальных произведений складывалась по-разному. Полностью утрачены росписи в кисловодском санатории «Кавказ», в гастрономе № 1 («Елисеевском») и во Дворце пионеров в городке Метростроя в Москве, во Дворце пионеров Нижнего Новгорода. Частично закрашена или зашита гипсокартоном живопись в Доме культуры «Авиатор» в Рыбинске, в Ярославском городском дворце пионеров.

Фото: fond.palekh.pro
Фото: fond.palekh.pro

Но особенно трагична судьба росписей Саратовского театра юного зрителя. Закрашенные в начале 1960-х годов росписи, точнее, их небольшие фрагменты появились из-под слоев облупившейся краски во время пожара 2012 года, но после реконструкции, завершившейся этой осенью, были закрыты баннерами, так и не получив охранного статуса.

Светлана Короленко, президент фонда «Артель.Палех», так объясняет главный посыл выставки: «Мы поставили перед собой амбициозную цель — показать современному зрителю феномен палехского искусства с неожиданного ракурса. Новая страница советской культуры, известная лишь наследникам художников и немногим профессионалам, теперь открыта для дальнейшего изучения и осмысления».

Экспозиция открывает оставшийся в стороне от искусствоведов альтернативный вариант развития художественной традиции, уходящий корнями в древнерусскую иконопись и монументальное искусство. Но, как стало видно на выставке, стиль Палеха, созданный бывшими иконописцами практически одновременно с русским конструктивизмом, имел сложную судьбу.

Проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» фонда «Артель.Палех» в прошлом году стал победителем XII грантового конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Открытая коллекция». Выиграть конкурс помогла генеральная идея проекта — проследить современную судьбу росписей советских времен и сделать профессиональную фотодокументацию живописи, созданной палехскими художниками во второй половине 1930-х — начале 1940-х годов.

Самое читаемое:
1
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
В залах на Крымском Валу представили новую экспозицию отечественного искусства XX–XXI веков
07.06.2021
Третьяковка перевесила ХХ век по-новому
2
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
Телезвезда, ведущий популярных ток-шоу Андрей Малахов рассказал нам о своей коллекции современного искусства, опыте аукциониста, художниках, с которыми интересно, и о мечте превратить родной город Апатиты в тотальный арт-объект
09.06.2021
Андрей Малахов: «Других таких публичных коллекционеров современного искусства нет»
3
Дело Юлии Цветковой продолжается
Проходят судебные слушания по делу Юлии Цветковой. В ее защиту выступили многие художники и люди искусства
08.06.2021
Дело Юлии Цветковой продолжается
4
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
Выставка к 800-летию Александра Невского в Западном крыле Третьяковки собрала все хрестоматийные исторические картины, созданные за два века классической русской живописи
23.06.2021
Сущность русского исторического жанра демонстрируют в Третьяковке
5
Выставочный дизайн: прорывы и риски
«Мечты о свободе» в Третьяковке, графика Дюрера в Историческом музее и другие выставки: что сегодня происходит в музейном выставочном дизайне, чего следует ждать и чего опасаться
10.06.2021
Выставочный дизайн: прорывы и риски
6
Культура на природе: музейные фестивали в июне
Рассказываем, как провести начало лета с удовольствием. Музеи-усадьбы, парки и просто зеленые лужайки, где в первый летний месяц пройдут культурные мероприятия
04.06.2021
Культура на природе: музейные фестивали в июне
7
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Самым дорогим произведением классического искусства русской недели торгов в Лондоне стал «Лунный свет над Днепром» Ивана Айвазовского, а современного — «Небосвод» Эрика Булатова
11.06.2021
Русские торги в Лондоне принесли более £25 млн
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+