18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звягинцев ответил на заявление Пескова о госзаказе и цензуре

По мнению режиссера, в пространство культурной жизни страны цензура вошла в полный рост и отрицать это может только лжец или невежда

В своей речи, опубликованной на страницах газеты «Коммерсантъ», режиссер Андрей Звягинцев прокомментировал ответ пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова художественному руководителю театра «Сатирикон» Константину Райкину. В выступлении на съезде Союза театральных деятелей Райкин высказался против участившихся в последнее время в России случаев запрета спектаклей и выставок. Песков на это заявил, что в стране цензуры нет, при этом государство имеет право «обозначить ту или иную тему» произведения искусства, если его создание финансируется из бюджета.

По мнению Звягинцева, в данном случае происходит подмена понятий. «Вы сможете назвать хоть один оперный театр или хотя бы с десяток кинокартин, созданных без участия государства? Ситуация в нашей экономике и культуре сейчас такова, что их нет. Стало быть, следуя логике пресс-секретаря, для которого „если государство дает деньги… оно заказывает произведение искусства на ту или иную тему“, выходит, что практически вся культурная жизнь России сегодня ангажирована властью», — констатировал он.

Говоря о качестве работ, выполненных по госзаказу, режиссер подчеркнул, что это, как правило, — «произведения очень ограниченные — и ремесленным исполнением, и узостью взгляда на предмет, притом любой предмет». «Такими „заказами“ чиновники оскопляют творческую мысль, заставляют художника превратить свое стило в долото грубого ремесленного пошиба».

Обратил внимание Звягинцев и на то, что Песков не стал комментировать слова Райкина о поведении активистов, «публично ломающих скульптуры и обливающих мочой фотографии».

«Желающим что-нибудь заказать художнику» режиссер предложил следующее: «Продайте свой дом или автомобиль и на вырученные деньги закажите, например, спектакль. Или десять спектаклей. Если найдутся охочие, а такие точно найдутся, они и покажут вам на сцене то, что вам хочется. А пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им. Услышьте же, наконец, что они не хотят ваших „заказов“. Не хотят с вами ни ужинать, ни танцевать».

Полностью комментарий Андрея Звягинцева опубликован на сайте газеты «Коммерсантъ» под заголовком «Дурной сон госзаказа».

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+