18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памяти Ольги Сергеевны Евангуловой

С именем профессора кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Ольги Сергеевны Евангуловой соотносится драгоценное сегодня понятие — ШКОЛА. На протяжении многих лет Ольга Сергеевна и ее супруг, доктор искусствоведения Игорь Васильевич Рязанцев, растили и пестовали эту школу исследователей, знатоков, хранителей знания о российской культуре XVIII столетия. Важна была идея формирования учеников школы как профессионалов высокого класса. Но не только. Первостепенной становилась задача воспитания каждого «ребенка» евангуловской школы в качестве свободной и наделенной широким кругозором Личности со своей мировоззренческой системой, отношением к эстетическим и этическим проблемам художественной и научной жизни. Потому так важны были встречи вне рамок университетской скамьи, общие собрания, симпозиумы выпускников и учеников Школы разных лет в прекрасной усадьбе Ольги Сергеевны и Игоря Васильевича в поселке Отдых близ Москвы. Жаркие диспуты, прогулки по лесным аллеям, игры в буриме, чаепития за древним столом под абажуром — все эти приметы усадебной жизни сплачивали научных детей Ольги Сергеевны, позволяя хотя бы на время доподлинно понять, что такое счастье жить «во вкусе умной старины».

Принадлежность Школе Ольги Сергеевны Евангуловой требует большой самоотдачи и владения разными методами изучения художественного мира века Просвещения, от формального до структуралистского. При этом догматичное понимание, шаблонная апологетика какого-либо из них неприемлемы. Не допускается косность и догматизм. Приветствуется широта кругозора, подвижность в умении оперировать различными системами истолкования текстов эпохи, способствующая объемному и универсальному пониманию ее образа. Диапазон исследовательских интересов самой Ольги Сергеевны огромен. Среди изданных книг — монографии по архитектуре («Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века»), живописи («Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в.: Проблемы становления художественных принципов Нового времени», «Портретная живопись в России второй половины XVIII века», совместно с А.А.Каревым), усадебной культуре («Художественная „Вселенная“ русской усадьбы»), вопросам становления эстетического самосознания эпохи («Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ»).

Наверное, счастье, что за полвека Ольга Сергеевна, словно садовник прекрасного имения, вырастила целую огромную семью тех, кто хранит и просвещает на предмет культуры и искусства «осьмнадцатого века». Ученики профессора Евангуловой работают во всех крупнейших музеях, научно-исследовательских, педагогических институтах России и не только.

Сегодня эта семья осиротела. Школа осталась без директора, Сад — без садовника. Трагично. Однако грех уныния не сломит. Сама Ольга Сергеевна точно не одобрила бы покорность черной меланхолии. Осталась Школа. Ведомые преемником Ольги Сергеевны, профессором Московского университета Андреем Александровичем Каревым ученики объединятся ради спасения Сада, Традиций и Знания.

Сергей Хачатуров

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+