18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Памяти Ольги Сергеевны Евангуловой

С именем профессора кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова Ольги Сергеевны Евангуловой соотносится драгоценное сегодня понятие — ШКОЛА. На протяжении многих лет Ольга Сергеевна и ее супруг, доктор искусствоведения Игорь Васильевич Рязанцев, растили и пестовали эту школу исследователей, знатоков, хранителей знания о российской культуре XVIII столетия. Важна была идея формирования учеников школы как профессионалов высокого класса. Но не только. Первостепенной становилась задача воспитания каждого «ребенка» евангуловской школы в качестве свободной и наделенной широким кругозором Личности со своей мировоззренческой системой, отношением к эстетическим и этическим проблемам художественной и научной жизни. Потому так важны были встречи вне рамок университетской скамьи, общие собрания, симпозиумы выпускников и учеников Школы разных лет в прекрасной усадьбе Ольги Сергеевны и Игоря Васильевича в поселке Отдых близ Москвы. Жаркие диспуты, прогулки по лесным аллеям, игры в буриме, чаепития за древним столом под абажуром — все эти приметы усадебной жизни сплачивали научных детей Ольги Сергеевны, позволяя хотя бы на время доподлинно понять, что такое счастье жить «во вкусе умной старины».

Принадлежность Школе Ольги Сергеевны Евангуловой требует большой самоотдачи и владения разными методами изучения художественного мира века Просвещения, от формального до структуралистского. При этом догматичное понимание, шаблонная апологетика какого-либо из них неприемлемы. Не допускается косность и догматизм. Приветствуется широта кругозора, подвижность в умении оперировать различными системами истолкования текстов эпохи, способствующая объемному и универсальному пониманию ее образа. Диапазон исследовательских интересов самой Ольги Сергеевны огромен. Среди изданных книг — монографии по архитектуре («Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века»), живописи («Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в.: Проблемы становления художественных принципов Нового времени», «Портретная живопись в России второй половины XVIII века», совместно с А.А.Каревым), усадебной культуре («Художественная „Вселенная“ русской усадьбы»), вопросам становления эстетического самосознания эпохи («Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ»).

Наверное, счастье, что за полвека Ольга Сергеевна, словно садовник прекрасного имения, вырастила целую огромную семью тех, кто хранит и просвещает на предмет культуры и искусства «осьмнадцатого века». Ученики профессора Евангуловой работают во всех крупнейших музеях, научно-исследовательских, педагогических институтах России и не только.

Сегодня эта семья осиротела. Школа осталась без директора, Сад — без садовника. Трагично. Однако грех уныния не сломит. Сама Ольга Сергеевна точно не одобрила бы покорность черной меланхолии. Осталась Школа. Ведомые преемником Ольги Сергеевны, профессором Московского университета Андреем Александровичем Каревым ученики объединятся ради спасения Сада, Традиций и Знания.

Сергей Хачатуров

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+