Рекорды соцреализма из коллекции ИРРИ

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Пять произведений ХХ века из собрания Института русского реалистического искусства в зеркале отечественного арт-рынка

«В пути»

1959–1964. 141х154 смГеоргий Григорьевич Нисский (1903–1987)Sotheby’s,аукцион русского искусства, Лондон, 24 ноября 2014 года
1959–1964. 141х154 смГеоргий Григорьевич Нисский (1903–1987)Sotheby’s,аукцион русского искусства, Лондон, 24 ноября 2014 года

Блестящий пример индустриального пейзажа Георгия Нисского конца 1950-х годов — картина В пути, над которой художник работал пять лет, многократно изменяя композицию. Технологические исследования во время реставрации выявили многочисленные исправления: например, увеличенный и передвинутый вправо солнечный диск, к которому сходятся основные диагонали картины. Работы Нисского на тему железной дороги связаны с его детскими впечатлениями, когда мальчик  жил в поселке у маленькой станции в Белоруссии. Сам Нисский вспоминал: «Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками… все это незабываемо и до сих пор сжимает сердце сладостью неизгладимых впечатлений».

Спустя полгода после громкой продажи полотна Над снегами, на осенних русских торгах Sotheby’s Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства,  приобрел еще одну эффектную вещь Георгия Нисского. Впрочем, на этот раз индустриальный пейзаж обошелся ему почти втрое дешевле: картина приобретена по нижнему эстимейту плюс комиссия аукционного дома. Едва ли произведения художника подобного уровня появятся на публичных торгах в ближайшее время, особенно после того, как этой весной разгорелся скандал вокруг Международной конфедерации союзов художников, якобы незаконно вывозившей шедевры советского искусства за границу.

Эстимейт: $783 100 — 1 096 340
Цена молотка: $783,1 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)


«Спортсменка, завязывающая ленту»

1950-е. 99х79 смАлександр Александрович Дейнека (1899–1969)«Совком», аукцион № 80 «Триумф соцреализма», 25 октября 2008 года
1950-е. 99х79 смАлександр Александрович Дейнека (1899–1969)«Совком», аукцион № 80 «Триумф соцреализма», 25 октября 2008 года

Графическая работа Спорт­сменка, завязывающая ленту — эскиз к картине 1951 года Купальщица из Третьяковской галереи.

С момента покупки работы Алексеем Ананьевым в 2008 году многое изменилось: рынок русского искусства успел пережить взлеты и падения, а коллекционер основал частный музей — Институт русского реалистического искусства. Спортсменка Дейнеки стала визитной карточкой музея, но сохранила позицию самой дорогой графической работы художника. Для справки: рекорд на живопись Дейнеки был установлен в 2015 году, когда на аукционе MacDougall’s картина За занавеской была продана за $2,963 млн.

Эстимейт: $270 596 — 405 894
Цена молотка: $920,5 тыс. (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на графику художника)


«Над снегами»

1964. 87x165 смГеоргий Григорьевич Нисский (1903–1987)Sotheby’s, аукцион русского искусства, Лондон, 2 июня 2014 года
1964. 87x165 смГеоргий Григорьевич Нисский (1903–1987)Sotheby’s, аукцион русского искусства, Лондон, 2 июня 2014 года

Конец 1950-х — 1960-е годы — значимый период в творчестве Георгия Нисского. В это время он возвращается к стилистике ранних произведений, отмеченных лаконизмом и графичностью. Среди безусловных шедевров этого времени — работа Над снегами. Самолет с обтекаемым фюзеляжем, резко выхваченный цветом, становится главным персонажем полотна, средоточием его динамики, зримым свидетельством покорения пространства и времени человеком. Изначально считалось, что на картине Нисского изображен самолет Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Однако эксперты Московского авиационного института сочли, что это, скорее всего, самолет Ил-62М. Тем не менее к этому уточнению не стоит относить­ся строго, следует учитывать право живописца на художественный вымысел. Покупка Алексеем Ананьевым на аукционе Sotheby’s в июне 2014 года картины Георгия Нисского Над снегами из коллекции Международной конфедерации союзов художников установила исторический рекорд цены для советской официальной живописи.

Эстимейт: $838 150 — 1 173 410
Цена молотка: $2,5 млн (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на произведение художника, по данным аукционных продаж)


«Портрет Климента Ворошилова в кабинете»

1929. 116,3х87 смИсаак Израилевич Бродский (1883–1939)«Совком», аукцион № 80 «Триумф соцреализма», 25 октября 2008 года
1929. 116,3х87 смИсаак Израилевич Бродский (1883–1939)«Совком», аукцион № 80 «Триумф соцреализма», 25 октября 2008 года

Ученик Ильи Репина и автор картины Ленин в Смольном Исаак Бродский вошел в историю советского искусства как художник-реалист, поставивший свой талант на службу революции. Климента Ворошилова, наркома обороны, одного из первых маршалов Советского Союза, он изобразил в его рабочем кабинете. Хотя картина Бродского советского периода была приобретена на аукционе «Сов­ком» за внушительную по тем временам сумму, уже в июне 2009-го она показалась бы смехотворной: на аукционе Sotheby’s в Лондоне дореволюционное полотно этого художника ушло почти в десять раз дороже — за $1,3 млн, и цены на его произведения выросли.

Эстимейт: $135 298 — 216 476
Цена молотка: $184,1 тыс. (без учета комиссии покупателя) (третья позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)


«Три художника»

1960-е. 160х225,5 смВиктор Ефимович Попков (1932–1974)MacDougall’s, аукцион русского искусства, Лондон, 8 июня 2016 года
1960-е. 160х225,5 смВиктор Ефимович Попков (1932–1974)MacDougall’s, аукцион русского искусства, Лондон, 8 июня 2016 года

«В 1963 году мы вместе ездили в Архангельск с Исааком Зильберманом, — вспоминает близкий друг Попкова художник Карл Фридман. — Витя там сделал картину Что делать?. В комнате, где мы жили, зеркальный шкаф, в котором отражается задумчивый Виктор. Впереди у него этюдник на ножках, но он не пишет — думает. Слева я пишу, а справа он изобразил не Зильбермана — как он сказал — а Сорочкина». Вероятно, Фридман говорит о работе Три художника, которую он в своих воспоминаниях называет Что делать?. Симптоматично, что в этой картине Попков запечатлел себя погруженным в глубокие раздумья, отказавшись от стандартного для художника изображения за работой, о его ремесле напоминает разве что угол этюдника. Расположив свой портрет в зеркальном отражении, художник дистанцируется от действия внутри пространства картины и помещает себя фактически в пространство за пределами рамы. Здесь он скорее созерцатель, а не создатель, что роднит художника со зрителем.

Три художника Виктора Попкова — самое свежее приобретение Алексея Ананьева из этого рейтинга и вторая по стоимости работа художника. На фоне общего снижения цен и падения продаж на рынке русского искусства две с лишним сотни тысяч долларов (кстати, выше эстимейта!), которые коллекционер заплатил за эту картину летом 2016 года, нагляднее всего доказывают, что отечественное искусство музейного качества по-прежнему востребованно.

Эстимейт: $116 207 — 174 311
Цена молотка: $227,331 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+