18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве благоустраивают сквер Мандельштама

Снята мемориальная доска, повреждена историческая ограда сквера и вырублены деревья — это вызвало возмущение общественности, хотя мемориальную доску власти обещают вернуть до 15 ноября

Один из авторов мемориала Осипа Мандельштама на улице Забелина Александр Бродский, успевший побывать в сквере, рассказал TANR, что о ремонтных работах его не предупреждали. «Мне довольно давно звонили из какой-то организации, просили согласие на вырубку деревьев. Я был против. То, что там проводится сейчас, — это не реставрационные работы, а ремонтные, которые выполняются довольно грубо. Боюсь представить, к чему это приведет», — резюмировал он.

Художник-реставратор, член совета московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Николай Аввакумов пояснил, чем это может быть опасно: «Строители используют для ремонта стен недопустимый для старой кладки цемент, а не реставрационную смесь, в основе которой известь и песок. Сейчас на улице 5–6 градусов, цемент замерзнет и может разорвать кладку, после этого ограда сквера точно не будет подлежать реставрации».

История началась с того, что на прошлой неделе рабочие пытались демонтировать мемориальную доску 1991 года, посвященную поэту: подпорная стена, на которой она располагалась, давно была в аварийном состоянии. Заодно разрушили и историческую кирпичную ограду мемориала, а также вырубили деревья, которые специально десять лет назад сохранил при мощении площадки архитектор сквера Александр Бродский.

В Дирекции жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Центрального административного округа Москвы уточнили, что стена с памятной доской — новодел и не является объектом культурного наследия, к тому же имеет расслоения и находится в аварийном состоянии, а деревья вырубили по инициативе проектировщиков — известной по благоустройству Хитровской площади компании «Мэгли проект». В компании ситуацию оперативно прокомментировать не смогли.

Созданный на частные средства сквер остается одним из главных мест памяти поэта и его символической могилой: место захоронения Осипа Мандельштама, погибшего в лагере во Владивостоке, до сих пор не установлено. Председатель Мандельштамовского общества Павел Нерлер отмечает, что без демонтажа доски нельзя отремонтировать подпорную стену, «но и то и другое надо делать аккуратно и с любовью, чего не происходило до сих пор».

«Мы наблюдаем вандальные действия, которые способны привести к тому, что можно утратить объект культуры. Перфоратором отбивают одну из самых гениальных в Москве мемориальных досок, историческую стену сквера реконструируют без согласованного проекта замены, габариты стен и материалы, которые изначально фигурировали в авторском проекте, изменены. Необходимы авторский надзор, согласование с организациями, которые занимались установкой памятника», — сказала TANR автор проекта Archipeople Людмила Малкис, первая поднявшая тревогу.

Департамент культурного наследия города Москвы, в свою очередь, сообщил, что «проектная документация согласована с Мосгорнаследием, включая раздел об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия», и заверил, что «памятная доска снимается только на время проведения работ, а по завершении ее планируется вернуть на прежнее место».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+