Путешествие Наталии Гончаровой. По мотивам докладов Ильи Зданевича

Один из первых теоретиков и, как бы сейчас назвали, промоутеров русского авангарда Илья Зданевич писал в книжечке «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов» в 1913 году: «Ее искусство необычайно богато, а внешняя жизнь так бедна, так бедна, что мало какие факты можно назвать, кроме рождения и выставок».

Автор рисунков:  Александра Павлова
Автор рисунков:  Александра Павлова

Зданевич в лекции «Гончарова и всечество» в 1913 году упоенно рассказывал, как Гончарова ездила во Францию, где водила знакомство с Роденом, Моне и Ренуаром, переписывалась с Сезанном и даже путешествовала на Таити, чтобы пообщаться с Гогеном, — стало быть, воспринимала новое французское искусство из первых рук.

Постимпрессионизм, неопримитивизм, кубофутуризм, лучизм — Гончаровой понадобилось лет пять-шесть, чтобы пройти тот путь, на который европейскому искусству понадобилось лет 20.

Великий стилизатор архитектор Алексей Щусев, оценив стилизаторский талант Гончаровой, прислал ей официальный заказ на работу в своей свежепостроенной Троицкой церкви в селе Кугурешты в Бессарабии, но замыслу так и не суждено было воплотиться.

В 1914 году в Петербурге было арестовано 16 ее картин с религиозными сюжетами: де, неподобающим образом исполнены. «Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую. О Господи, кто знает, кто и как верует!» — сетовала Гончарова, внучка профессора духовной академии, между прочим. 

Созданное Гончаровой не поддается учету — в силу как ее необычайной работоспособности (уже на персональной выставке 1913 года она показала более 750 произведений), так и общего хаоса, сопровождавшего неожиданную, непредумышленную эмиграцию. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+