18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ударные темпы: российские аукционы растут числом и умением

В каком состоянии находится российский антикварный рынок под конец 2013 года? Едва ли на этот вопрос можно будет ответить, наблюдая за деятельностью только антикварных салонов и галерей: результаты их упорной повседневной работы по большей части скрыты от глаз. Ярмарки, сильно  отличающиеся друг от друга, немногим более смогут добавить для представления о рыночной активности. Вот весной 2013 года Российский антикварный салон принял 274 участника, а осенью их оказалось 250, притом что впервые стенды с антиквариатом заняли все пространство Центрального дома художника, включая холл первого этажа. А вот Московский международный салон изящных искусств, второй по счету после его реанимации в «Экспоцентре» на Красной Пресне, рапортует, что количество участников увеличилось: против 53 в прошлом году более 60 сейчас. В апреле в петербургском Манеже состоялся VIII Петербургский антикварный салон «Коллекционер» — следующий намечен на декабрь… 2014 года. Из Перми сообщение: там пройдет V Межрегиональная выставка «Антикварный салон — 2013» (5–8 декабря). Будут представлены крупнейшие антикварные магазины Перми, Урала и Поволжья. В общем-то, все.

Кадровая проверка

На этом серовато-неразличимом фоне раздается бойкий стук аукционного молотка. Сформировалась группа стабильно работающих аукционных домов, которые ограничились двумя сессиями в год, весной и осенью. Среди них — «Альбион» (отторговал в сентябре) и «МагнумАрс», продавший в октябре около 30% лотов (самой дорогой работой стал топ-лот аукциона, пейзаж редко встречающегося на рынке Антона Иванова У придорожной иконы, ушедший за $150 тыс.). «Знак-Арт» и «Дом антикварной книги в Никитском» анонсировали свои декабрьские аукционы. Молодой петербургский аукционный дом Art-Union,  специализирующийся на русском искусстве 1920–1980-х годов, наметил свой второй аукцион на 24 ноября (к моменту подписания в печать этого номера результаты аукциона оставались неизвестными. — TANR).

Российский аукционный дом сохранил ритм — два аукциона за полугодие, но в конце года перенес свою активность в Санкт-Петербург (в залах московского представительства теперь проходят торги по более прозаическим направлениям — недвижимость, акции). По словам Владимира Пилюшина, начальника департамента по работе с антиквариатом и предметами искусства Российского аукционного дома, это связано с презентацией нового петербургского зала, где 7 декабря пройдет аукцион произведений искусства. Букинистические торги 14 декабря состоятся в петербургском Доме книги.

Три осенних аукциона (из пяти, запланированных на этот год) проводит «Совком», показавший хорошие результаты 24 октября (почти 60% проданных лотов). Дороже всего, по 9 млн руб. каждая, были проданы Дорожка в саду Владимира Баранова-Россине и Цветущие деревья. Орсе Николая Тархова.

Энергично работающа«Русская эмаль» провела в этом году семь аукционов, из них три пришлись на
осень. На ежемесячном аукционе, позволяющем пополнить свои коллекции недорогими, но вполне приличными работами, 28 сентября было продано более 40% лотов. Самыми дорогими продажами «Русской эмали» 17 ноября (при общей реализации несколько менее 40%) стали Парижский бульвар ночью Константина Коровина (1,8 млн руб.) и бронзовая скульптурная композиция У водопоя Василия Грачева (650 тыс. руб.). На обоих аукционах доля успешных лотов в разделе декоративно-прикладного искусства была ощутимо выше по сравнению с разделом живописи, что, возможно, отражает сложившуюся на рынке ситуацию: среди серебра, бронзы и фарфора сегодня интересные вещи встречаются чаще, чем среди живописи и графики, основательно разобранных покупателями за последние годы.

Рекорд этой осени удерживает аукционный дом «Кабинет» (по два аукциона живописи и графики весной и осенью; всего в течение года 16 аукционов различной направленности), который 3 октября продал полотно Кузьмы Петрова-Водкина Орфей за 30 млн руб. (а всего в тот день продано 53% лотов). Среди четырех аукционов Восточно-Европейского антикварного дома, приходящихся на второе полугодие, наиболее интересным представляется намеченный на 7 декабря, когда с торгов уйдет коллекция работ старых мастеров, принадлежащая Василию Горященко, — первый случай публичной продажи столь значимого собрания внутри страны. (Часть этой коллекции можно было увидеть на выставке в рамках некоммерческой программы последнего Российского антикварного салона.)

Что еще? Галерея Леонида Шишкина несколько снизила активность. Не было осенних торгов в московской галерее «Эритаж» и в петербургских «Русских сезонах»: и те и другие провели по аукциону в мае. Ветеран, аукционный дом «Гелос», не гремел рекордами, зато проводил свои аукционы по графику.

Новые старые игроки

В ноябре объявили о начале работы новые аукционные дома — «Три века» и «Антиквариум». «Три века» (возникший на базе одноименной и хорошо известной галереи) 10 ноября провел первые торги (с коллекцией, широко представляющей авторов ХХ века), которые дали в общем нормальный для первого аукциона результат (реализация более 20%) и привлекли значительное внимание публики. Андрей Руденцов, руководитель галереи и аукционного дома «Три века», пообещал, что 22 декабря состоятся еще два аукциона, живописный и букинистический. Самым дорогим полотном, проданным 10 ноября, стало Озеро в лесу Сергея Виноградова (4,16 млн руб.).

«Антиквариум», созданный несколькими московскими антикварами, ранее базировавшимися в галереях «Артефакт» на Пречистенке, провел свои первые, букинистические, торги 16 ноября в зале гостиницы «Метрополь». Результаты впечатляют: в ходе 5-часового аукциона было продано 83% лотов на общую сумму около 80 млн руб. Дороже всех ушли Историческое описание российской коммерции при всех портах и границах… Михаила Чулкова (6 млн руб.) и Народы России Карла Рехберга (3,3 млн руб.). Максим Железнов, эксперт аукционного дома «Антиквариум», считает аукцион наиболее современной и прогрессивной формой антикварной торговли, где рыночная ценность определяется наиболее точно, в открытом соревновании. «Антиквариум» не собирается ограничиваться букинистикой и планирует выставлять на торги разные коллекции, в том числе живопись, два-три раза в год.

Причины и следствия

Чем же объяснить — с учетом привычных жалоб на недостаток товара и прижимистых покупателей — живучесть и активность российских аукционных домов? И, самое интересное, возникновение новых? У нас, в отличие от Европы, аукционные дома не только не находятся в оппозиции антикварным галереям, а, напротив, создаются на их базе и, по существу, являются для галерей дополнительным способом продажи. С точки зрения владельцев вещей,аукционы имеют определенные преимущества перед традиционными галерейными продажами. Владелец не имеет возможности контролировать действия галериста, тогда как аукцион публичен и интерактивен; торги предваряются каталогом, рекламой, предаукционной выставкой — есть какая-то гарантия, что в один прекрасный, заранее известный день вещь найдет своего заинтересованного покупателя. Будет ли она продана в ходе аукциона, вопрос всегда останется открытым, но, как ни странно, некоторые участники рынка видят позитив даже в неудачном участии в торгах. Да, вещь может примелькаться, зато от аукционного каталога масса пользы: демонстрация экспертного заключения, фиксация провенанса и определенного уровня цены… По мнению одного из организаторов аукциона «Три века» Ирины Сабуровой, если появление новых аукционных домов отвечает желанию продавцов как можно активнее представлять свои вещи покупателям, то предаукционные мероприятия — издание каталога, дополнительная реклама, выставки — как раз дают такую возможность.

Увеличение числа аукционных домов, конкуренция между ними только на пользу российскому антикварному рынку: растет возможность маневра для продавцов и для покупателей. Проще выставить вещь на торги, выбрать аукционный дом с подходящей ценовой политикой и нужного направления — тем более аукционные дома все чаще сочетают продажи букинистики, живописи, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, фалеристики: узкая специализация становится редкостью. Большинство работает с искусством XIX — начала ХХ века не только из-за эстетических предпочтений: классическое искусство традиционно более доходно. Но теперь внимание новых аукционных домов к недорогим нераскрученным художникам советского времени (а их наследие обширно) может внести оживление на рынок, постоянно пребывающий в поиске товара, и привлечь новых покупателей, которых, возможно, смущают ценники или характер классических вещей. ‡

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+