32-я Биеннале в Сан-Паулу: вперед, в первобытное будущее

Группа Vídeo nas Aldeias (Бразилия). Кадры из клипов, снятых аборигенами / COURTESY VÍDEO NAS ALDEIAS
Группа Vídeo nas Aldeias (Бразилия). Кадры из клипов, снятых аборигенами / COURTESY VÍDEO NAS ALDEIAS

С того момента, как кураторы 32-й Биеннале в Сан-Паулу Йорген Фольц и Ларс Бенг Ларсен определили ее тему — Живая неопределенность, Бразилия неуклонно входит в черную полосу: коррупционные скандалы, экономический спад, массовые протесты. «Тема с каждым днем обретала все большую злободневность, — говорит Фольц. — Системы, которые мы считали чем-то само собой разумеющимся, уже не работают, как прежде. Сегодня очевидно, что капитализм с его демократическими институтами исчерпал себя. Посмотрите, что творится в Европе и США».

Поэтому и было решено показать, как художники реагируют на эту ситуацию, какую предлагают альтернативу. Правда, то, что предлагает большинство участников, скорее обращено в доцивилизационное прошлое, чем в будущее. Так, бразильский коллектив Vídeo nas Aldeias, основанный в 1986 году, вот уже более 30 лет обучает местные племена снимать документальные и постановочные фильмы. На биеннале — трехканальный двухчасовой фильм из 80 клипов, снятых в разное время аборигенами и хранящихся архиве группы. «Эти люди на самом деле ничем от нас не отличаются» — таков главный посыл этого фильма.

Чилийская художница Пилар Куинтерос представила фильм Дымовые шашки об экспедиции британского путешественника Перси Фосетта, пропавшего в 1925 году в бразильской сельве в поисках затерянного там города Z. А художнику Менне Баррето из Сан-Паулу кураторы отдали главный ресторан на территории биеннале, где он реализует свой проект Restauro, предлагая посетителям попробовать вегетарианскую еду, приготовленную из растений, выращенных без расчистки территорий в дикой природе. «Леса Амазонии обладают самым большим биоразнообразием на планете, а мы заменяем все это соевыми монокультурами и скотоводством», — говорит Баррето.

«Живая неопределенность».
32-я Биеннале в Сан-Паулу

До 11 декабря

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
3
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
4
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+