Имя той, кому Ван Гог вручил свое ухо, наконец-то известно

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Дочь фермера Габриель Берлатье, судя по всему, была служанкой в борделе в Арле

На картине Ночное кафе изображен интерьер Café de la Gare, где, вероятно, тоже работала Габриель / COURTESY OF YALE UNIVERSITY
На картине Ночное кафе изображен интерьер Café de la Gare, где, вероятно, тоже работала Габриель / COURTESY OF YALE UNIVERSITY

Стали известны новые подробности одного из самых знаменитых эпизодов в истории искусства. Вечером 23 декабря 1888 года Винсент Ван Гог отрезал часть собственного уха и принес его в бордель Арля — этот поступок стал ярким поворотным моментом в его биографии. До недавнего времени личность получательницы жуткого подарка оставалась загадкой. Теперь тайна раскрыта: ею была Габриель Берлатье, которая, скорее всего, работала в борделе горничной. Об этой девушке рассказывает Бернадетт Мерфи в книге Ухо Ван Гога: подлинная история, вышедшей в издательстве Chatto & Windus в июле этого года. Впрочем, фамилию исследовательница не называет. Мерфи пишет: «Пока ее семья не даст мне разрешение на то, чтобы назвать ее полное имя, я буду держать его в тайне из уважения к ним». И она сдержала слово. The Art Newspaper еще раз изучила детали истории, приведенные в книге Мерфи, привлекая данные из открытых источников. Полное имя девушки нашли в архивах Института Пастера в Париже, где Габриель лечилась от бешенства. Согласно медицинским документам, 18-летняя Габриель Берлатье проживала в Провансе, в деревеньке Мас-де-Фаравелль в Муле в 10 км к востоку от Арля. Восьмого января 1888 года ее укусила собака местного пастуха Моро. Пса застрелили, выяснилось, что он болен бешенством. Габриель сразу же отправили в Париж, где спасли жизнь благодаря новой вакцине.

Имя девушки впервые было названо еще в 1936 году в статье, где приводился комментарий Альфонса Робера, полицейского, которого вызвали в бордель из-за уха Ван Гога. В газетах тогда писали, что женщину зовут Рашель (возможно, это был ее псевдоним). Бернадетт Мерфи считает, что Габриель была слишком юной, чтобы быть проституткой в борделе, поэтому она выполняла там обязанности горничной. Семья девушки, увязшая в долгах из-за ее лечения в Париже, находилась в отчаянных обстоятельствах. Некоторые факты указывают на то, что когда-то Габриель также работала уборщицей в Café de la Gare, которое принадлежало друзьям Ван Гога Жозефу и Мари Жину. Художник останавливался у них с мая по сентябрь 1888 года, а затем перебрался в расположенный по соседству Желтый дом. Café de la Gare было открыто всю ночь. За три месяца до потери уха Ван Гог завершил знаменитую картину Ночное кафе, изображающую интерьер заведения, пояснив, что «кафе — это место саморазрушения, где сходят с ума, совершают преступления». Он рассказывал своему другу художнику Эмилю Бернару, что, хотя это был не бордель, Café de la Gare — «дом свиданий, и время от времени за столиком там можно увидеть проститутку с клиентом» (такую пару как раз можно рассмотреть на заднем плане).

До сих пор считалось, что та, кому досталось ухо, была случайной знакомой художника, проституткой или хозяйкой борделя на рю дю Бу-д’Арль. Тот факт, что Габриель Берлатье, вероятно, знала владельцев Café de la Gare, дает основание полагать, что она регулярно виделась с Ван Гогом. Тем не менее девушка, за один год пострадавшая от бешеной собаки и от потерявшего разум художника, благополучно дожила до старости, сохранив в секрете свое трагическое общение с Ван Гогом.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+