Теплые перформансы из Северной Европы

№47, октябрь 2016
№47
Материал из газеты

Международный фестиваль PYRFYR снова в Москве

Малин Каста. Если бы картофель был чувством. 2011 / Photo by Daniel Israelsso
Малин Каста. Если бы картофель был чувством. 2011 / Photo by Daniel Israelsso

Галерея на Солянке с 2011 года принимает на своей территории гостей международного фестиваля перформансов PYRFYR. На этот раз (при поддержке Посольства Швеции в Москве) она пригласила художников из Северной Европы. На выставке Малин Каста, Чуя Чиа и дуэт «Куарто» в течение трех недель один за другим покажут пятичасовые действия, каждое из которых повторят лишь дважды. Новые перформансы, созданные специально к сезону, дополнят видеодокументации прошлых лет, public talks и образовательная программа.

Откроет фестиваль Малин Каста, работа которой заставляет вспомнить фразу итальянца Карло Карры, одного из авторов Манифеста футуристической живописи: «Лучше бы швырнули идею вместо картошки!» И хотя корнеплодами художников-новаторов нынче не забрасывают, выбор, как оказалось, не так уж и опрометчив. В перформансе Если бы картофель был чувством художница предлагает посмотреть на неодушевленный предмет как на нечто живое, перевоплотившись для этого в мешок с картофелем — самым популярным овощем у шведов. Очевидно, что, в отличие от сатирических опытов на тему еды французской перформансистки Наташи Лесюэр, которая покрывала голову спагетти и заливным, действие шведки несет несколько иной смысл. Малин Каста, которая для другой работы, Истории в воде, часами высиживала на берегу моря, отправляя записки в бутылках, предлагает зрителям разделить ее почти медитативное слияние с неодушевленным миром природы. Тема, кстати сказать, близкая многим художникам Северной Европы, в чем можно убедиться, посетив выставку By Water в Музее Амоса Андерсона в Хельсинки.

Более экстремальным опытом наполнены перформансы шведки малазийского происхождения Чуи Чиа. Для передачи высокого градуса эмоций она не использует свечи, как Джина Пейн в Автопортретах, или отрытый огонь, как Марина Абрамович в Ритме 5. Выбор молодой художницы более технологичен. Клубящаяся парами страсть в Четырех поцелуях вырывается из нагретых утюгов, которыми художница «гладит» партнера. Тем интереснее, что ждет зрителя теперь, — прошлый перформанс Чиа проводила зимой в мокрой от ледяной воды одежде.

Наконец, завершит сезон шведско-бразильский дуэт «Куарто», базовым инструментом которого всегда оставался современный танец. Дуэт исследует понятие телесности, динамику и статику, требуя от зрителя самого активного участия, как в последней своей работе Отходы в процессе II на Стокгольмском фестивале культуры, где исполнители вместе с публикой перерабатывали горы старых газет.

Галерея на Солянке не только проводит показы, но и остается базой для школы перформанса, возглавляемой с 2014 года Лизой Морозовой. С 10 октября в школе стартует новый триместр (набор открыт), а 12 октября там пройдет вернисаж выставки Valie Export, посвященной одной из основательниц австрийского перформанса, феминистке Вали Экспорт

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+