18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Южной Африке половой орган становится символом свободы слова

City Press / Gallo Images / Getty Images
City Press / Gallo Images / Getty Images

Галерея Goodman отметила победу над южноафриканской партией «Африканский национальный конгресс» (АНК) продажей музыкальному продюсеру и рэпперу Шону Дидди Коумзу картины художника, оказавшегося в центре скандала, связанного с цензурой. За картину Манифест Бретта Мюррея (2012), где красными буквами написано «Promises, Promises, Promises» («Обещания, Обещания, Обещания»), музыкант отдал $15 тыс. на ярмарке Art Basel Miami.

«Спрос на произведения Бретта резко возрос. Я полагаю, что это связано с шумихой вокруг картины Копье (2011), которая была на его выставке», — заявила директор галереи Goodman Лайза Эссерс.

На полотне Копье изображен президент ЮАР Джейкоб Зума, выставляющий напоказ свой половой орган. Эта работа стала поводом для широкой дискуссии о свободе слова, разгоревшейся в ЮАР в прошлом году. АНК подал иск о защите чести Зумы, требуя снять картину с экспозиции.

Сторонники президента сочли ее проявлением расизма, перед галереей в Йоханнесбурге прошел 5-тысячный митинг, двое мужчин изуродовали картину красной и черной краской. «Это был шокирующий поворот событий. В Южной Африке никогда не было такой реакции на произведения искусства», — сказала Эссерс.

Сотрудникам галереи начали угрожать. В конце концов 29 мая было достигнуто соглашение с правительством, и картину убрали с выставки. Пятого июня цензоры присвоили ей возрастное ограничение «16N», кроме того галерея не может выставлять ее в Интернете. Недавно Южноафриканский комитет кино и книгоиздания отменил это решение.«Это серьезный прецедент для развития изобразительного искусства в стране, поскольку показывает, как важно в судебном порядке противостоять цензуре, — говорит Лайза Эссерс.

Галерея не подняла цены на работы Мюррея, несмотря на судебные издержки в размере $200 тыс.

«Мы отказались идти на компромисс в свободе самовыражения, и мы рады нашей победе. Она была важна для закрепления конституционного права на свободу слова», — объясняет это решение директор галереи. Мюррей не в первый раз критикует власть, но впервые реакция была столь жесткой. Колумнист южноафриканской газеты Business Day Крис Турман написал: «Если бы защитники чести Зумы следили за творчеством Мюррея, то прочитали бы его девиз, красовавшийся на стенах галереи три года назад: «Когда вы восхваляете убийства, мне хочется взять автомат и засунуть его вам в задницу». Защитники галереи и Мюррея были не столь активны, как противники. Но некоторые художники открыто поддержали галерею. Уильям Кентридж, Сензени Марасела, Карел Нель и Вулиндлела Ньони свидетельствовали в пользу Мюррея перед судом. Мюррей продолжает работать над новыми произведениями, часть из которых отражает его добровольное молчание, вызванное угрозами. Одна из крупнейших церквей ЮАР даже призвала закидать его камнями. Ряд произведений станет ответом на реакцию АНК, которую Мюррей охарактеризовал как доморощенный шовинизм и политиканство.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Фонд «Новые коллекционеры» основали авторитетные представители арт-сообщества. Эксперты помогут коллекционерам осознанно формировать и развивать собрания. В планах фонда — запустить Биеннале частных коллекций и создать большое хранилище искусства
02.11.2023
В России появился фонд поддержки собирателей искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+