18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Южной Африке половой орган становится символом свободы слова

Галерея Goodman отметила победу над южноафриканской партией «Африканский национальный конгресс» (АНК) продажей музыкальному продюсеру и рэпперу Шону Дидди Коумзу картины художника, оказавшегося в центре скандала, связанного с цензурой. За картину Манифест Бретта Мюррея (2012), где красными буквами написано «Promises, Promises, Promises» («Обещания, Обещания, Обещания»), музыкант отдал $15 тыс. на ярмарке Art Basel Miami.

«Спрос на произведения Бретта резко возрос. Я полагаю, что это связано с шумихой вокруг картины Копье (2011), которая была на его выставке», — заявила директор галереи Goodman Лайза Эссерс.

На полотне Копье изображен президент ЮАР Джейкоб Зума, выставляющий напоказ свой половой орган. Эта работа стала поводом для широкой дискуссии о свободе слова, разгоревшейся в ЮАР в прошлом году. АНК подал иск о защите чести Зумы, требуя снять картину с экспозиции.

Сторонники президента сочли ее проявлением расизма, перед галереей в Йоханнесбурге прошел 5-тысячный митинг, двое мужчин изуродовали картину красной и черной краской. «Это был шокирующий поворот событий. В Южной Африке никогда не было такой реакции на произведения искусства», — сказала Эссерс.

Сотрудникам галереи начали угрожать. В конце концов 29 мая было достигнуто соглашение с правительством, и картину убрали с выставки. Пятого июня цензоры присвоили ей возрастное ограничение «16N», кроме того галерея не может выставлять ее в Интернете. Недавно Южноафриканский комитет кино и книгоиздания отменил это решение.«Это серьезный прецедент для развития изобразительного искусства в стране, поскольку показывает, как важно в судебном порядке противостоять цензуре, — говорит Лайза Эссерс.

Галерея не подняла цены на работы Мюррея, несмотря на судебные издержки в размере $200 тыс.

«Мы отказались идти на компромисс в свободе самовыражения, и мы рады нашей победе. Она была важна для закрепления конституционного права на свободу слова», — объясняет это решение директор галереи. Мюррей не в первый раз критикует власть, но впервые реакция была столь жесткой. Колумнист южноафриканской газеты Business Day Крис Турман написал: «Если бы защитники чести Зумы следили за творчеством Мюррея, то прочитали бы его девиз, красовавшийся на стенах галереи три года назад: «Когда вы восхваляете убийства, мне хочется взять автомат и засунуть его вам в задницу». Защитники галереи и Мюррея были не столь активны, как противники. Но некоторые художники открыто поддержали галерею. Уильям Кентридж, Сензени Марасела, Карел Нель и Вулиндлела Ньони свидетельствовали в пользу Мюррея перед судом. Мюррей продолжает работать над новыми произведениями, часть из которых отражает его добровольное молчание, вызванное угрозами. Одна из крупнейших церквей ЮАР даже призвала закидать его камнями. Ряд произведений станет ответом на реакцию АНК, которую Мюррей охарактеризовал как доморощенный шовинизм и политиканство.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+