18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Южной Африке половой орган становится символом свободы слова

Галерея Goodman отметила победу над южноафриканской партией «Африканский национальный конгресс» (АНК) продажей музыкальному продюсеру и рэпперу Шону Дидди Коумзу картины художника, оказавшегося в центре скандала, связанного с цензурой. За картину Манифест Бретта Мюррея (2012), где красными буквами написано «Promises, Promises, Promises» («Обещания, Обещания, Обещания»), музыкант отдал $15 тыс. на ярмарке Art Basel Miami.

«Спрос на произведения Бретта резко возрос. Я полагаю, что это связано с шумихой вокруг картины Копье (2011), которая была на его выставке», — заявила директор галереи Goodman Лайза Эссерс.

На полотне Копье изображен президент ЮАР Джейкоб Зума, выставляющий напоказ свой половой орган. Эта работа стала поводом для широкой дискуссии о свободе слова, разгоревшейся в ЮАР в прошлом году. АНК подал иск о защите чести Зумы, требуя снять картину с экспозиции.

Сторонники президента сочли ее проявлением расизма, перед галереей в Йоханнесбурге прошел 5-тысячный митинг, двое мужчин изуродовали картину красной и черной краской. «Это был шокирующий поворот событий. В Южной Африке никогда не было такой реакции на произведения искусства», — сказала Эссерс.

Сотрудникам галереи начали угрожать. В конце концов 29 мая было достигнуто соглашение с правительством, и картину убрали с выставки. Пятого июня цензоры присвоили ей возрастное ограничение «16N», кроме того галерея не может выставлять ее в Интернете. Недавно Южноафриканский комитет кино и книгоиздания отменил это решение.«Это серьезный прецедент для развития изобразительного искусства в стране, поскольку показывает, как важно в судебном порядке противостоять цензуре, — говорит Лайза Эссерс.

Галерея не подняла цены на работы Мюррея, несмотря на судебные издержки в размере $200 тыс.

«Мы отказались идти на компромисс в свободе самовыражения, и мы рады нашей победе. Она была важна для закрепления конституционного права на свободу слова», — объясняет это решение директор галереи. Мюррей не в первый раз критикует власть, но впервые реакция была столь жесткой. Колумнист южноафриканской газеты Business Day Крис Турман написал: «Если бы защитники чести Зумы следили за творчеством Мюррея, то прочитали бы его девиз, красовавшийся на стенах галереи три года назад: «Когда вы восхваляете убийства, мне хочется взять автомат и засунуть его вам в задницу». Защитники галереи и Мюррея были не столь активны, как противники. Но некоторые художники открыто поддержали галерею. Уильям Кентридж, Сензени Марасела, Карел Нель и Вулиндлела Ньони свидетельствовали в пользу Мюррея перед судом. Мюррей продолжает работать над новыми произведениями, часть из которых отражает его добровольное молчание, вызванное угрозами. Одна из крупнейших церквей ЮАР даже призвала закидать его камнями. Ряд произведений станет ответом на реакцию АНК, которую Мюррей охарактеризовал как доморощенный шовинизм и политиканство.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+