Будущее медиа — юмор и искренность

Художественный дуэт Ева & Адель на стенде The Art Newspaper, Viennacontemporary-2016
Художественный дуэт Ева & Адель на стенде The Art Newspaper, Viennacontemporary-2016

The Art Newspaper предложила отойти от надоевшей дискуссии о войне печатных и цифровых средств массовой информации и обсудить новую тему — Будущее медиа: контент и канал. Спикерами были приглашены представители влиятельных изданий и онлайн-площадок: главный редактор филиала культового журнала Vice в Австрии Маркус Люст, автор и редактор New York Times и Monocle Кимберли Брэдли, руководитель международного отдела мультимедийных сервисов Sotheby’s Энтони Калнек, а также Джессика Бакус, директор программы Art Genome международного портала Artsy, куратор и автор Dazed & Confused Франческа Гэвин и издатель одного из самых популярных русскоязычных новостных порталов Meduza.io Илья Красильщик. Маркетолог Гарретт Джонстон взялся быть модератором.

Диджитал-директор The Art Newspaper Михаил Менделевич поднял вопрос о том, как не в ущерб консервативно-элитарной аудитории привлечь молодых читателей. В своем докладе он обозначил повестку конференции: диктует ли канал формат подачи информации или контент должен создаваться независимо от канала и способа потребления? Современный представитель молодого поколения — поколения Z, как его прозвали маркетологи, — сильно отличается от «миллениала», который уже дожил до 30 лет. Этот пользователь Z не запоминает адреса сайтов — он читает новости в ленте Facebook и больше привык рассчитывать на алгоритмы, которые подбирают тексты на основании его предыдущего выбора, чем на выбор редактора, с которым он не знаком.

Следом выступил главный редактор Vice Alpes Маркус Люст. Vice — знаменитое издание, которое задает планку качества для всех мировых медиа, работающих в сфере развлечений, культуры и лайфстайла. Журналисты Vice снимают видео в горячих точках, открывают неизвестных художников, рассказывают интересно о тех вещах, которые другие не замечают, и создают новый контекст в рамках знакомых всем печатных и онлайн-форматов изданий. По словам Маркуса Люста, в основе их подхода лежит разделение на два вопроса: что нужно менять в журналистике и что менять не нужно? Основы журналистики в целом не изменились, хотя сегодня контент — это только начало работы. Раньше журналист писал статью, и это было результатом его работы. Сегодня статья — начало процесса, за которым следует публикация в социальных сетях, обсуждение, критика. Раньше журналистику олицетворяли эксперты, которые в студии на фоне зеленого экрана объясняли людям, как устроен мир. Сегодня в центре внимания — сами люди и их собственные интересы. Один из принципов Vice — less bullshitting. Это можно перевести как «меньше бессмысленной информации». «Мы не говорим людям, что думать. Мы спрашиваем, что они думают» — вот девиз Vice. Еще один важный постулат современных медиа — новая искренность. «Эпоха постмодернизма прошла, мы больше не умнее контента», — напомнил Маркус Люст. Пользователю не хочется иронии и высокомерных шуток, ему хочется порадоваться за кого-то, кто счастлив, или погрустить о несправедливости. И в этом выражается еще один ключевой принцип сегодняшнего рынка информации: люди полюбили делиться эмоциями. Сегодняшний формат комедии — это ситком с закадровым смехом статистов, который позволяет не раздумывать о том, как реагировать на реплики героев, а присоединиться к веселью. Журналисты должны помнить о том, что читателю будет проще понять сложную мысль или эмоцию, если передать ее осмысление какому-то лирическому персонажу.

О юморе говорил и Илья Красильщик, издатель довольно серьезного портала Meduza. По его словам, медиа — это клоуны, и тот из них более успешен, кто ловче жонглирует информацией и показывает самые остроумные фокусы. Среди самых действенных способов удержать внимание читателя он назвал интерактивные игры и тесты, которые связаны с новостной повесткой. Читатель с удовольствием отвлекается от «скучных» традиционных статей на игры, которые, например, предлагают помочь российскому президенту успеть на встречу с папой римским (на эту встречу он, как известно, опоздал) или отвести священников обратно в их церкви из школ, театров и выставочных залов, в деятельность которых они вмешиваются.

Джессика Бакус из Artsy рассказала о том, как база данных в наши дни может превратиться в средство массовой информации. Портал Artsy в рамках проекта Art Genome создал систему рекомендации искусства на основании большого массива данных, собранных у разных галерей и музеев по всему миру. Своей целью ее авторы ставят создание мира, где искусство так же популярно, как музыка. Есть целый ряд сервисов, которые позволяют выбирать музыку на основании стилевых и временных предпочтений слушателя. Artsy пытается сделать то же самое в области современного искусства.

Тему продолжила куратор и редактор Dazed Франческа Гэвин, сосредоточившись на том, как сегодня художники создают искусство прямо в Интернете.

Представитель мультимедийного отдела Sotheby’s Энтони Калнек поделился тем, каким образом «стори­телинг» (умение хорошо рассказывать истории) помогает продавать вещи. Специалисты аукционного дома всегда рассказывали истории о тех предметах, которые продают, просто сегодня они приобретают глобальное звучание, распространяясь по разным каналам и в разных форматах — от Instagram до китайской соцсети Weibo. Особый акцент аукционный дом делает на видео. Sotheby’s создает около 400 видео в год, которые приносят огромный траффик.

Кимберли Брэдли из журнала Monocle открыла секрет, как найти свою нишу в мире медиа, конкурирующих скорее за количество просмотров в социальной сети, чем за качество контента. Журнал Monocle принципиально отказался от присутствия в социальных сетях и выпускается только в печатной версии, а также недавно запустил свое интернет-радио. По мнению Брэдли, сегодня засилье каналов информации приводит к тому, что читатель скучает по запаху свеженапечатанной газеты и шелесту настоящих страниц. Это приводит к новому расцвету «зинов» — издающихся небольшим тиражом самодеятельных журналов, часто создаваемых небольшими непрофессиональными коллективами без коммерческих задач. Парадоксально, но, чем больше Интернет влияет на нашу жизнь, тем сильнее нам хочется отключиться от кабеля и почитать старый добрый печатный журнал.

Итоги конференции таковы. Сегодня недостаточно писать интересные статьи и публиковать срочные новости — необходимо учитывать, какой именно аудитории и каким способом будет доноситься эта информация. Определять канал доставки контента до читателя — сейчас одна из важных задач, без решения которой невозможно развитие и обновление.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+