18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В поисках света и движения. Альбер Марке и его круг

№47
Материал из газеты

Первая больше чем за полвека в Москве масштабная ретроспектива постимпрессиониста в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Тонкий пейзажист, неутомимый путешественник, «другой» фовист, «художник в тапочках» — все ипостаси Альбера Марке (1875–1947) будут показаны на его первой ретроспективе в ГМИИ им. А.С.Пушкина и спустя почти 60 лет после персональной выставки в том же ГМИИ и Государственном Эрмитаже.

В основе экспозиции, где будет около 40 произведений Марке из собраний европейских и российских музеев, а также частных коллекций, — работы с масштабной выставки художника, недавно прошедшей в Музее современного искусства Парижа. Однако куратор ГМИИ Ирина Никифорова изменила хронологический строй парижской экспозиции, выделив несколько концептуальных тем: Марке и фовисты; пейзажи, написанные из окна; путешествия; последователи художника в СССР. Благодаря такой концепции и включению работ художников, повлиявших на Марке и его адептов, выставка будет куда динамичнее, чем французская.

По воспоминаниям жены и биографа художника Марсель Мартине, Марке всю жизнь страдал от того, что «бог создал его не таким, как все». И дело не в физических особенностях — легкой хромоте и близорукости. Он всегда держался особняком, соблюдая дистанцию с окружающими, в том числе с самыми близкими людьми. Даже писать картины он предпочитал дома, с собственного балкона или из окна, — и не только из-за перспектив, открывающихся с высоты, но и чтобы избежать расспросов любопытных прохожих.

После знакомства с Анри Матиссом в Школе декоративного искусства Марке вслед за другом стал посещать мастерскую символиста Гюстава Моро, где сблизился с будущими фовистами Жоржем Руо, Шарлем Камуаном и Анри Мангеном. Известность к фовистам пришла после Осеннего салона 1905 года в Гран-пале. Выставка имела большой резонанс, а французский критик Луи Восель сравнил художников с дикими зверями (fauves). Однако из всех фовистов Марке был наименее «диким». Он не боялся чистого цвета, но никогда не стремился к цветовым эксцессам. В некотором смысле он так и остался чужим среди своих. И все же немало художественных приемов было им найдено благодаря фовизму. Пейзажи Матисса, Вламинка, Мангена, Дюфи на выставке дадут понимание того, откуда в арсенале Марке появился черный контур, изображение света и тени цветом, живопись алла прима. В 1908 году группа распалась, и дальше художник поддерживал отношения лишь с Матиссом.

Марке выбрал стратегию ускользания не только в жизни, но и в искусстве. В поиске света и движения он объехал полмира. Танжер, Марракеш, Неаполь, Венеция, Гамбург, Роттердам, Лондон — далеко не полный список городов, где он побывал. Ему удавалось подобрать оттенок к атмосфере любого города: уловить лилово-сизый колорит Парижа, небесно-голубые оттенки Неаполя, молочный алжирский воздух, жар Марракеша. Хотя Марке остался реалистом, не пытаясь экспериментировать с многочисленными «измами» ХХ века, его пейзажи по силе обобщения приближались к абстракции.

Особое место в биографии художника занял Алжир, став его вторым домом: здесь он проводил почти каждую зиму, с тех пор как женился на уроженке Алжира Марсель Мартине. Он писал Алжир при разном освещении и погоде, но одним из его безусловных шедевров стал Алжирский порт (1942), утопающий в розовом муаре с едва различимыми силуэтами пальм.
Где бы ни бывал Марке, он всегда возвращался в Париж. Парижские мосты, набережные, соборы, площади он писал в дождь, снег, окутанные туманом, утонувшие в облаках, в поисках еще одного из бесконечных оттенков любимого им серого. Мост Пон-Неф и Сент-Шапель, собор Парижской Богоматери и Лувр, мост Сен-Мишель стали его излюбленными сюжетами, к которым он возвращался снова и снова. На выставке можно увидеть пять видов Нотр-Дам (1908, 1909, 1912, 1928) и четыре изображения моста Сен-Мишель (1908, 1910), рядом с которым он снимал квартиру с 1908 до 1931 год. Мост Пон-Неф со сквериками и статуей Генриха IV Марке также писал не раз из окон мастерской на улице Дофины, с балкона шестого этажа, откуда открывался, как он считал, самый прекрасный вид Парижа.

Отдельно на выставке можно будет проследить отношения Марке с Россией. Впервые его работы увидели в Москве в 1907 году на выставке «Голубой розы», затем в 1912-м — современных художников в Петербурге, благодаря коллекционерам Сергею Щукину и Ивану Морозову. Так в России, а затем в СССР у Марке появились последователи. В работах членов группы «13» Татьяны Мавриной, Бориса Рыбченкова, Антонины Сафроновой, ленинградского объединения «Круг художников» Александра Ведерникова и Николая Лапшина можно увидеть безусловное влияние Марке.

Число приверженцев живописи Марке возросло после его приезда в СССР в 1934-м. Чета Марке побывала в Москве, Харькове, Ростове, Тифлисе, Батуми, но зарисовок он так и не сделал. Точка же в российской истории Марке будет поставлена в конце экспозиции, где будут его произведения, приобретенные российскими коллекционерами на аукционах в последние годы.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+