Первый в мире реди-мейд?

Макапанский булыжник (изображение: Бретт Элофф © Витватерсрандский университет)
Макапанский булыжник (изображение: Бретт Элофф © Витватерсрандский университет)

Найденный в Африке человекоподобным существом за 3 млн лет до Дюшана камень будет впервые показан на выставке в Британском музее.

Когда Марсель Дюшан превратил писсуар в произведение искусства, просто объявив его таковым, история искусства пошла по совершенно новому, концептуальному пути. Но не исключено, что родословная реди-мейда восходит к куда более ранней эпохе.

Около 3 млн лет назад на юге Африки один гоминид случайно наткнулся на камень, по форме напоминающий голову, и притащил его в пещеру. Вероятнее всего, Макапанский булыжник, также известный как «камень со множеством лиц», обнаружил представитель человекоподобных приматов вида австралопитек африканский, обладавших некоторыми чертами, характерными для раннего человека, и вымерших около 2 млн лет назад.

Макапанский (или Макапансгатский) булыжник ранее никогда не демонстрировался широкой публике. Его покажут на выставке под названием «Южная Африка. Искусство нации», которая откроется в следующем месяце в лондонском Британском музее (27 октября 2016 года — 26 февраля 2017 года). Камень принадлежит Институту эволюционных исследований при Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге. По словам Джона Гиблина, сокуратора выставки со стороны Британского музея, размеры камня таковы, что он «идеально ложится в ладонь».

Один булыжник — три лица

В наши дни Макапанский булыжник был найден в одной из пещер в долине Макапан к северу от Претории, где в 1925 году вел раскопки Уилфред Айцман — школьный учитель и археолог-любитель, обнаруживший также окаменелые кости австралопитека африканского.

Айцман показал булыжник антропологу и анатому Раймонду Дарту, однако прошло еще почти полвека, прежде чем тот осознал значение этой находки. В 1974 году Дарт опубликовал первую статью о камне, где доказывал, что это сформировавшийся в результате природного воздействия объект, на котором можно различить изображения трех лиц.

Одна сторона булыжника выглядит как человеческий череп — с парой глазниц, отметиной на месте носа и зубами во рту. Перевернув камень, можно увидеть другое лицо, черты которого куда больше напоминают австралопитека африканского. А с обратной стороны находится третье лицо с широкой улыбкой — опять же похожее на лицо австралопитека африканского.

Форма этого булыжника из красно-коричневой яшмы с кварцевыми прожилками тяготеет к сферической, длина в самой большой части составляет 8 см. Очертания камня сформировались под воздействием речной воды. Микроскопические исследования показали, что он никогда не подвергался воздействию каких-либо инструментов.

Уникальной находкой Макапанский булыжник делает тот факт, что в пещеру он был принесен живым существом. Геологи расходятся в оценках, но, скорее всего, изначально камень находился в русле реки на расстоянии от 5 до 32 км от пещеры. По словам Криса Стрингера, специалиста по эволюции человека из лондонского Музея естественной истории, теоретически булыжник могло принести в пещеру и какое-нибудь животное вроде обезьяны или страуса. Однако большинство экспертов считают это предположение маловероятным из-за размеров булыжника и расстояния до водоема. По общему мнению, булыжник принес в пещеру австралопитек африканский, кости которого были обнаружены неподалеку. Археологи называют такие объекты манупортами — это предметы, которые собирались, но не использовались для практических нужд и не подвергались обработке. Другие манупорты, относящиеся к периоду 800 тыс. лет назад и позднее, были обнаружены на юге Африки и в Индии.

Гиблин считает, что австралопитек африканский, поднявший Макапанский булыжник, вероятно, отнес камень в пещеру «из-за его схожести с лицом». Способность распознать и оценить похожие на лицо очертания свидетельствует об определенной степени самосознания, которое позднее разовьется у Homo sapiens.

Искусство ли это?

В Британском музее Макапанский булыжник стал предметом бурной дискуссии. В июльском пресс-релизе будущая выставка была озаглавлена «Южная Африка. Три миллиона лет искусства». В том же месяце представительница музея сообщила, что название решили поменять на «Южная Африка. Искусство нации» из-за споров о том, можно ли считать этот камень произведением искусства. Макапанский булыжник будет первым экспонатом хронологически выстроенной экспозиции, а в тексте на этикетке зрителю предложат самостоятельно оценить его значение.

Джон Гиблин из Британского музея полагает, что «неизвестного, поднявшего этот булыжник около 3 млн лет назад, можно считать первым в мире создателем „найденного искусства“ — общепринятой среди современных художников практики». Если же не учитывать найденные объекты вроде этого, то самыми древними произведениями искусства бесспорно признаются скульптура и наскальные рисунки, созданные в Африке около 100 тыс. лет назад (и около 40 тыс. лет назад в Европе и Азии).

Австралийский специалист по доисторической эпохе Роберт Беднарик называет Макапанский булыжник палеоискусством, а вот куратор Института эволюционных исследований при Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге Бернард Ципфель считает, что об этом объекте не следует говорить как о произведении искусства, несмотря на то, что «ранний австралопитек, вероятно, мог оценить его художественные особенности».

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+