18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первый в мире реди-мейд?

Найденный в Африке человекоподобным существом за 3 млн лет до Дюшана камень будет впервые показан на выставке в Британском музее.

Когда Марсель Дюшан превратил писсуар в произведение искусства, просто объявив его таковым, история искусства пошла по совершенно новому, концептуальному пути. Но не исключено, что родословная реди-мейда восходит к куда более ранней эпохе.

Около 3 млн лет назад на юге Африки один гоминид случайно наткнулся на камень, по форме напоминающий голову, и притащил его в пещеру. Вероятнее всего, Макапанский булыжник, также известный как «камень со множеством лиц», обнаружил представитель человекоподобных приматов вида австралопитек африканский, обладавших некоторыми чертами, характерными для раннего человека, и вымерших около 2 млн лет назад.

Макапанский (или Макапансгатский) булыжник ранее никогда не демонстрировался широкой публике. Его покажут на выставке под названием «Южная Африка. Искусство нации», которая откроется в следующем месяце в лондонском Британском музее (27 октября 2016 года — 26 февраля 2017 года). Камень принадлежит Институту эволюционных исследований при Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге. По словам Джона Гиблина, сокуратора выставки со стороны Британского музея, размеры камня таковы, что он «идеально ложится в ладонь».

Один булыжник — три лица

В наши дни Макапанский булыжник был найден в одной из пещер в долине Макапан к северу от Претории, где в 1925 году вел раскопки Уилфред Айцман — школьный учитель и археолог-любитель, обнаруживший также окаменелые кости австралопитека африканского.

Айцман показал булыжник антропологу и анатому Раймонду Дарту, однако прошло еще почти полвека, прежде чем тот осознал значение этой находки. В 1974 году Дарт опубликовал первую статью о камне, где доказывал, что это сформировавшийся в результате природного воздействия объект, на котором можно различить изображения трех лиц.

Одна сторона булыжника выглядит как человеческий череп — с парой глазниц, отметиной на месте носа и зубами во рту. Перевернув камень, можно увидеть другое лицо, черты которого куда больше напоминают австралопитека африканского. А с обратной стороны находится третье лицо с широкой улыбкой — опять же похожее на лицо австралопитека африканского.

Форма этого булыжника из красно-коричневой яшмы с кварцевыми прожилками тяготеет к сферической, длина в самой большой части составляет 8 см. Очертания камня сформировались под воздействием речной воды. Микроскопические исследования показали, что он никогда не подвергался воздействию каких-либо инструментов.

Уникальной находкой Макапанский булыжник делает тот факт, что в пещеру он был принесен живым существом. Геологи расходятся в оценках, но, скорее всего, изначально камень находился в русле реки на расстоянии от 5 до 32 км от пещеры. По словам Криса Стрингера, специалиста по эволюции человека из лондонского Музея естественной истории, теоретически булыжник могло принести в пещеру и какое-нибудь животное вроде обезьяны или страуса. Однако большинство экспертов считают это предположение маловероятным из-за размеров булыжника и расстояния до водоема. По общему мнению, булыжник принес в пещеру австралопитек африканский, кости которого были обнаружены неподалеку. Археологи называют такие объекты манупортами — это предметы, которые собирались, но не использовались для практических нужд и не подвергались обработке. Другие манупорты, относящиеся к периоду 800 тыс. лет назад и позднее, были обнаружены на юге Африки и в Индии.

Гиблин считает, что австралопитек африканский, поднявший Макапанский булыжник, вероятно, отнес камень в пещеру «из-за его схожести с лицом». Способность распознать и оценить похожие на лицо очертания свидетельствует об определенной степени самосознания, которое позднее разовьется у Homo sapiens.

Искусство ли это?

В Британском музее Макапанский булыжник стал предметом бурной дискуссии. В июльском пресс-релизе будущая выставка была озаглавлена «Южная Африка. Три миллиона лет искусства». В том же месяце представительница музея сообщила, что название решили поменять на «Южная Африка. Искусство нации» из-за споров о том, можно ли считать этот камень произведением искусства. Макапанский булыжник будет первым экспонатом хронологически выстроенной экспозиции, а в тексте на этикетке зрителю предложат самостоятельно оценить его значение.

Джон Гиблин из Британского музея полагает, что «неизвестного, поднявшего этот булыжник около 3 млн лет назад, можно считать первым в мире создателем „найденного искусства“ — общепринятой среди современных художников практики». Если же не учитывать найденные объекты вроде этого, то самыми древними произведениями искусства бесспорно признаются скульптура и наскальные рисунки, созданные в Африке около 100 тыс. лет назад (и около 40 тыс. лет назад в Европе и Азии).

Австралийский специалист по доисторической эпохе Роберт Беднарик называет Макапанский булыжник палеоискусством, а вот куратор Института эволюционных исследований при Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге Бернард Ципфель считает, что об этом объекте не следует говорить как о произведении искусства, несмотря на то, что «ранний австралопитек, вероятно, мог оценить его художественные особенности».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+