Новый сезон Sotheby’s откроет распродажей коллекции французского магната

Антонис Ван Дейк. Портрет Анны Софии, графини Карнарвон. Фрагмент / Sotheby‘
Антонис Ван Дейк. Портрет Анны Софии, графини Карнарвон. Фрагмент / Sotheby‘

Sotheby’s с домом Leclère выставляет на торги обстановку парижского особняка Робера де Балкани. Предаукционная выставка прошла с 15 по 19 сентября, во время парижской Биеннале антикваров, причем 800 лотов с общей оценкой в €15 млн показали коллекционерам на своих местах в особняке Фекьер на улице Варенн. Двести главных лотов пойдут с молотка 20 сентября, а 28 и 29 сентября распродадут все остальное.

Робер де Балкани, венгр по рождению, сделал состояние, перенеся на французскую почву торговые центры американского типа, — огромные по площади моллы, построенные на городских окраинах, включали в себя сотни магазинов, кинотеатры и другие развлечения, а иногда и жилые комплексы. Первый из них Балкани открыл в 1969 году, и бизнес быстро шел в гору, предоставив своему основателю возможность предаваться хобби: яхтингу, игре в поло и коллекционированию. И здесь он был успешен. В поло его команда трижды выигрывала золотой кубок в Довиле. Коллекция произведений искусства, которую он собирал более полувека, включает английскую и итальянскую живопись, а также мебель и серебро с королевским провенансом. Да и женат был де Балкани на настоящей принцессе — Марии Габриелле Савойской, дочери последнего итальянского короля Умберто II.

Как-то Балкани заметил, что поло — это не спорт, а образ жизни. Вероятно, то же он мог сказать и про собирательство — первоклассные предметы мебели, часы (к ним он испытывал особую страсть, в коллекции их около 60), бронза, живопись составляли его ежедневное окружение. Осмотр лотов в особняке перед аукционом вполне может сойти за музейную экскурсию. Красную гостиную, отданную под коллекцию каминных и настенных часов, украшает полутораметровое полотно Битва при Лепанто, приписываемое Тинторетто (€300–500 тыс.). В желтой гостиной будут два больших портрета в английском стиле. Один из них — Портрет Анны Софии, графини Карнарвон Антониса Ван Дейка (€800 тыс. — €1,2 млн), второй — работа последователя знаменитого портретиста, изображающая английского аристократа (€60–100 тыс.).

Подобная уступка качеству в угоду стилю в доме Балкани встречается сплошь и рядом. Например, здесь же под портретами — пара шкафов с маркетри из меди и панциря черепахи, с золочеными бронзовыми фигурами и памятными медалями. Один из них, редчайший экземпляр, выполнен в мастерской прославленного Андре Шарля Буля в первой трети XVIII века, второй — неизвестными мастерами полвека спустя (€800 тыс. — €1,2 млн за пару). Хозяин коллекции был, безусловно, прав: общему впечатлению от интерьера эта разница вовсе не мешает, подобранные пары смотрятся ансамблем.

Еще один любопытный предмет ожидает в столовой — астрономические напольные часы в резном деревянном корпусе главного мастера Belle Époque Франсуа Линке, повторяющие модель, выполненную в середине XVIII века для Людовика XV (€150–250 тыс.). А в одной из соседних зал стоит пара консолей из экзотического дерева с бронзовыми фигурами в основании, приписываемыми Альберу Каррье-Белезу и фабрике Барбедьенна (€400–600 тыс.).

Топ-лот коллекции также предмет мебели: шкаф черного дерева с флорентийской мозаикой, исполненный в Риме около 1620 года, выделяется и мастерством, и провенансом. Орнамент и цветочные букеты набраны из лазурита, яшмы, халцедона и прочих камней, их дополняют серебряные фигуры по углам. Одним из первых владельцев этой вещи был папа римский Павел V Боргезе, известный тем, что финансировал завершение собора Святого Петра и украшение библиотеки Ватикана, покровительствовал Гвидо Рени и позировал Караваджо. Позже, в 1827 году, британский монарх Георг IV купил шкаф для Виндзорского замка, а в 1840-м перенес его в гостиную Букингемского дворца. В 1959 году вместе с коллекцией королевы Марии он был выставлен на торги, где его купил отец Балкани. Эстимейт лота не называется, но нелишне вспомнить, что похожий шкаф-кабинет с мозаичным фасадом (XVIII века) — так называемый Бадминтоновский — уже более десяти лет держит рекорд среди предметов мебели, проданных на торгах. В 2004 году на Christie’s он был куплен за £19 млн (€33,3 млн), и теперь украшает дворец князей Лихтенштейнских в Вене.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+