Абстракция осиротела

Фото ИТАР-ТАСС / Руслан Шамуков
Фото: ИТАР-ТАСС / Руслан Шамуков

Сообщение о смерти Юрия Злотникова почти мгновенно обросло в Facebook массой сочувственных выдохов, как это бывает с человеком, активно работающим у всех на виду и плотно занятым в текущей художественной жизни. И в самом деле, выставка работ Злотникова в рамках «Форума коллекционеров» висит сейчас в Центральном доме художника на стенде музея ART4. Художник до самого последнего времени активно принимал участие и в групповых выставках, совершенно беспафосный патриарх и один из родоначальников советской послевоенной абстракции, входящий как лучший из лучших (то есть сказавший в искусстве свое собственное, новое слово) в «Список второго авангарда», чуть ли не на аптекарских весах составленный Михаилом Гробманом.

Именно поэтому смерть Юрия Злотникова и производит такой эффект — внезапный и застающий врасплох, несмотря на то, что художнику, родившемуся в 1930 году, в апреле исполнилось 86 лет. Жизнь человека, занимавшегося нонконформистским искусством, тем более абстрактным (Злотников начал прибегать к беспредметности одним из первых в СССР, сразу же после Великой Отечественной), вряд ли можно назвать простой и легкой. Особенно если, помимо абстракций, вспомнить о его «Библейском цикле», создававшемся в самые застойные, безбожные годы. Справедливости ради следует вспомнить, что Юрий Злотников, учившийся в Московской городской художественной школе при Академии художеств, стажировавшийся в Большом театре и некоторое время работавший на ВДНХ, занимался не только абстракцией, но и иллюстрировал книги, писал весьма даже фигуративные, остро формальные картины, в которых экспериментировал с экспрессионистическими приемами. Таковы, например, «репортажные» холсты Злотникова со строительства Саратовской ГЭС, по-своему дискутирующие с царившим тогда «суровым стилем».

Законченный формалист, Юрий Злотников с самого начала своей деятельности искал пластически убедительный синтез «осязательной ценности» с реалиями текущего времени. Он то вступал в диалог с «О духовном в искусстве» Василия Кандинского, то использовал в своих «Сигналах» (как назывались отдельные части его самого знаменитого цикла «Сигнальные системы») последние достижения точных наук. Да, Юрий Злотников интересовался советской математикой и не менее советской кибернетикой, ведь именно это позволяло его искусству учитывать «точки прорыва», существующие в обществе, делая живопись параллелью к достижениям в других, культурных и научных, областях человеческой деятельности.

В художественных кругах классик неофициального искусства Юрий Злотников обладал безупречной репутацией и авторитетом. Коллеги и галеристы вспоминают о нем как об очень хорошем человеке и очень хорошем художнике. Не скупятся на превосходные степени, постоянно уточняя, кому что важнее: Злотников — «хороший художник» или же «очень хороший», а как человек он был лучше, чем художник, или такой же выдающийся? Самодостаточный патриарх, сторонившийся, несмотря на всеобщее признание, любых течений и школ и проживший свой век наособицу в творчески активной сосредоточенности, он ушел вместе с этим самым веком. «Караул устал» и «титаны уходят» — пожалуй, самые точные реплики в этом общем гуле голосов, фиксирующих переход Юрия Злотникова в историю искусства.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+