18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хозяйке на заметку. Русский музей приглашает всех к обеду

Более 300 экспонатов рассказывают о теме еды в отечественном искусстве.

Русский музей любит тематические выставки. Если про праздники, то Праздники по-русски: из запасников достается все на эту тему — и выставка из 250 экспонатов готова. Если про двери и ворота, то, как поясняет пресс-релиз, «выставка призвана раскрыть многообразие смыслов и значений, которые изображения врат и дверей — одного из важнейших мотивов отечественной и мировой художественной культуры — приобретали на разных этапах ее развития». Теперь кураторы музея добрались и до еды, пригласив, так сказать, всех к обеду. Выставка, включающая около 300 произведений, так и называется — Приглашение к обеду.

Вообще, художники стали об ращаться к теме еды еще в XV веке, потом появился жанр натюрморта — и пошло-поехало. Картины с едой, охотничьими трофеями часто украшали дома богатых особ. Кулинарный дискурс не оставляет современных художников и поныне. В пресс-релизе к выставке читаем: «Тема еды была чрезвычайно популярна у отечественных художников XVIII–XXI веков, однако ни когда не становилась предметом отдельной выставки». На самом деле несколько лет назад куратор и арт-деятель Ольга Лопухова в московском фонде «Эра» собрала практически все произведения концептуалистов и других актуальных художников на гастрономическую тему: живопись, инсталляции, видеоработы, перформансы «Синих носов», АЕС + Ф, Сергея Воронцова, Cергея Логвина, Алексея Политова и Марии Беловой, Юрия Шабельникова и других. У Русского музея, безусловно, иные задачи и другие произведения. Цель выставки — показать все, что связано с гастрономией в России с XVII и до XXI века: картины, посуду, гобелены, меню.

Это некий исторический экскурс, в ходе которого узнаешь много интересного: в какой посуде, что, где, как, в какое время года употребляли пищу разные слои населения в России. Чарочки, ковшики, рушники, перечницы, гравюры на тему обедов в Грановитой палате — XVII век; доски пряничные, сервизы, царская посуда, картины Константина Маковского и Александра Вишнякова — XVIII век; кринки, чайники, кофейники, туески — XIX век; меню званых обедов от Александра Бенуа, Ивана Билибина, Виктора Васнецова, фото c трапезничающими Львом Толстым, Ильей Репиным, картины Натана Альтмана, Наталии Гончаровой (не вся уехала в Третьяковскую галерею на персональную выставку, гастрономическими сюжетами Русский не поделился), Петра Кончаловского, Михаила Шемякина — XX век; живопись и объекты современных художников Натальи и Марии Арендт, Игоря Пестова, Александра Флоренского, Михаила Хазина, Петра Швецова, Алексея Штерна — XXI век.

К выставке выпустили красочный 200-страничный каталог. Помимо произведений с выставки, в нем приведена краткая история русской гастрономии с разъяснениями, что есть голландский соус, например, или фондю. Есть и рецепты (сбитня, кулебяки, тюри с луком), советы по сервировке стола и правильного чередования вин — такая смесь каталога, истории кулинарии, «хозяйке на заметку» и поваренной книги. Вступительные статьи, помимо известных историков кулинарии четы Сюткиных, написала арт-критик Екатерина Андреева. На этот раз выступив в качестве критика и исследователя Книги о вкусной и здоровой пище 1939 года под редакцией Анастаса Микояна.

Русский музей
Приглашение к обеду

Санкт-Петербург
До февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+