Хозяйке на заметку. Русский музей приглашает всех к обеду

Более 300 экспонатов рассказывают о теме еды в отечественном искусстве.

Русский музей любит тематические выставки. Если про праздники, то Праздники по-русски: из запасников достается все на эту тему — и выставка из 250 экспонатов готова. Если про двери и ворота, то, как поясняет пресс-релиз, «выставка призвана раскрыть многообразие смыслов и значений, которые изображения врат и дверей — одного из важнейших мотивов отечественной и мировой художественной культуры — приобретали на разных этапах ее развития». Теперь кураторы музея добрались и до еды, пригласив, так сказать, всех к обеду. Выставка, включающая около 300 произведений, так и называется — Приглашение к обеду.

Вообще, художники стали об ращаться к теме еды еще в XV веке, потом появился жанр натюрморта — и пошло-поехало. Картины с едой, охотничьими трофеями часто украшали дома богатых особ. Кулинарный дискурс не оставляет современных художников и поныне. В пресс-релизе к выставке читаем: «Тема еды была чрезвычайно популярна у отечественных художников XVIII–XXI веков, однако ни когда не становилась предметом отдельной выставки». На самом деле несколько лет назад куратор и арт-деятель Ольга Лопухова в московском фонде «Эра» собрала практически все произведения концептуалистов и других актуальных художников на гастрономическую тему: живопись, инсталляции, видеоработы, перформансы «Синих носов», АЕС + Ф, Сергея Воронцова, Cергея Логвина, Алексея Политова и Марии Беловой, Юрия Шабельникова и других. У Русского музея, безусловно, иные задачи и другие произведения. Цель выставки — показать все, что связано с гастрономией в России с XVII и до XXI века: картины, посуду, гобелены, меню.

Это некий исторический экскурс, в ходе которого узнаешь много интересного: в какой посуде, что, где, как, в какое время года употребляли пищу разные слои населения в России. Чарочки, ковшики, рушники, перечницы, гравюры на тему обедов в Грановитой палате — XVII век; доски пряничные, сервизы, царская посуда, картины Константина Маковского и Александра Вишнякова — XVIII век; кринки, чайники, кофейники, туески — XIX век; меню званых обедов от Александра Бенуа, Ивана Билибина, Виктора Васнецова, фото c трапезничающими Львом Толстым, Ильей Репиным, картины Натана Альтмана, Наталии Гончаровой (не вся уехала в Третьяковскую галерею на персональную выставку, гастрономическими сюжетами Русский не поделился), Петра Кончаловского, Михаила Шемякина — XX век; живопись и объекты современных художников Натальи и Марии Арендт, Игоря Пестова, Александра Флоренского, Михаила Хазина, Петра Швецова, Алексея Штерна — XXI век.

К выставке выпустили красочный 200-страничный каталог. Помимо произведений с выставки, в нем приведена краткая история русской гастрономии с разъяснениями, что есть голландский соус, например, или фондю. Есть и рецепты (сбитня, кулебяки, тюри с луком), советы по сервировке стола и правильного чередования вин — такая смесь каталога, истории кулинарии, «хозяйке на заметку» и поваренной книги. Вступительные статьи, помимо известных историков кулинарии четы Сюткиных, написала арт-критик Екатерина Андреева. На этот раз выступив в качестве критика и исследователя Книги о вкусной и здоровой пище 1939 года под редакцией Анастаса Микояна.

Русский музей
Приглашение к обеду

Санкт-Петербург
До февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+