18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хозяйке на заметку. Русский музей приглашает всех к обеду

Более 300 экспонатов рассказывают о теме еды в отечественном искусстве.

Русский музей любит тематические выставки. Если про праздники, то Праздники по-русски: из запасников достается все на эту тему — и выставка из 250 экспонатов готова. Если про двери и ворота, то, как поясняет пресс-релиз, «выставка призвана раскрыть многообразие смыслов и значений, которые изображения врат и дверей — одного из важнейших мотивов отечественной и мировой художественной культуры — приобретали на разных этапах ее развития». Теперь кураторы музея добрались и до еды, пригласив, так сказать, всех к обеду. Выставка, включающая около 300 произведений, так и называется — Приглашение к обеду.

Вообще, художники стали об ращаться к теме еды еще в XV веке, потом появился жанр натюрморта — и пошло-поехало. Картины с едой, охотничьими трофеями часто украшали дома богатых особ. Кулинарный дискурс не оставляет современных художников и поныне. В пресс-релизе к выставке читаем: «Тема еды была чрезвычайно популярна у отечественных художников XVIII–XXI веков, однако ни когда не становилась предметом отдельной выставки». На самом деле несколько лет назад куратор и арт-деятель Ольга Лопухова в московском фонде «Эра» собрала практически все произведения концептуалистов и других актуальных художников на гастрономическую тему: живопись, инсталляции, видеоработы, перформансы «Синих носов», АЕС + Ф, Сергея Воронцова, Cергея Логвина, Алексея Политова и Марии Беловой, Юрия Шабельникова и других. У Русского музея, безусловно, иные задачи и другие произведения. Цель выставки — показать все, что связано с гастрономией в России с XVII и до XXI века: картины, посуду, гобелены, меню.

Это некий исторический экскурс, в ходе которого узнаешь много интересного: в какой посуде, что, где, как, в какое время года употребляли пищу разные слои населения в России. Чарочки, ковшики, рушники, перечницы, гравюры на тему обедов в Грановитой палате — XVII век; доски пряничные, сервизы, царская посуда, картины Константина Маковского и Александра Вишнякова — XVIII век; кринки, чайники, кофейники, туески — XIX век; меню званых обедов от Александра Бенуа, Ивана Билибина, Виктора Васнецова, фото c трапезничающими Львом Толстым, Ильей Репиным, картины Натана Альтмана, Наталии Гончаровой (не вся уехала в Третьяковскую галерею на персональную выставку, гастрономическими сюжетами Русский не поделился), Петра Кончаловского, Михаила Шемякина — XX век; живопись и объекты современных художников Натальи и Марии Арендт, Игоря Пестова, Александра Флоренского, Михаила Хазина, Петра Швецова, Алексея Штерна — XXI век.

К выставке выпустили красочный 200-страничный каталог. Помимо произведений с выставки, в нем приведена краткая история русской гастрономии с разъяснениями, что есть голландский соус, например, или фондю. Есть и рецепты (сбитня, кулебяки, тюри с луком), советы по сервировке стола и правильного чередования вин — такая смесь каталога, истории кулинарии, «хозяйке на заметку» и поваренной книги. Вступительные статьи, помимо известных историков кулинарии четы Сюткиных, написала арт-критик Екатерина Андреева. На этот раз выступив в качестве критика и исследователя Книги о вкусной и здоровой пище 1939 года под редакцией Анастаса Микояна.

Русский музей
Приглашение к обеду

Санкт-Петербург
До февраля 2014 года

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+